ГБДОУ детский сад 29 комбинированного вида Нарушение предложно - падежных конструкций у дошкольников с ОНР Консультация для учителей - логопедов подготовила Старший воспитатель Тимонина Людмила Ильинична
Характерные ошибки в употреблении предложно падежных конструкций Пропуск предлога при правильном употреблении флексии (кубик коробке –вместо на коробке) Правильное употребление простых при неправельных флексиях (кубик лежит в коробка) Замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу (мяч лежит на столе вместо под столом) Замена одной предложно- падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением ( на альбоме вместо взяла с альбома) при этом наблюдается смешение значений места и направления движения
Виды нарушений предложно- падежных конструкций Семантические нарушения Нарушения на формально- языковом уровне
Нарушение в усвоении предлогов на семантическом уровне Пропуск предлогов В трудностях дифференциации одного и того же предлога с различным значением (в- в значении места и направления движения – в альбом – в альбоме) Нарушение дифференциации предлогов по значению допускают замены как семантически близких предлогов на-в; в-из(со значением направления движения), так и предлогов более далеких по семантике под-в; за-на; перед-на (со значением места) Неусвоение различия антонимических предлогов (под стол – из-под стола)
Нарушение на формально- языковом уровне Неправильное употребление флексий Несоответствие флексии употребляемому предлогу (под альбому)
Варианты нарушений предложно - падежных конструкций у детей с ОНР в сравнении с нормальным развитии речи
Нормальное речевое развитие Нарушенное речевое развитие усвоение предлогов осуществляется после того, как усвоены многие флексии - первоначально усваиваются окончания слов, как наиболее значимые по своей функции элементы в структуре языкового знака ; точное употребление предлогов при правильном оформлении соответствия предлога и флексии понимание, что предлог и флексия выражают единое грамматическое значение словоформ. предлоги воспроизводятся лучше, чем формальные элементы словоизменения – объяснением этому факту может служить то, что предлоги, являясь самостоятельным словом, обладают более выраженной и конкретной семантикой, чем флексии ; не точное употребление предлогов при правильном оформлении соответствия предлога и флексии ; хаотичное использование предлога и окончания – не замечают, что предлог и флексия связаны отношением симультанности.