Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
- Федеральный закон от 2 июля 2013 г. 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; - Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утвержденный приказом Минобрнауки России от ; - Письмо Минобрнауки России от г. ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; - Письмо Минобрнауки от 10 июня 2013 г. ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений».
Вступление в силу Федеральный закон 273 вступает в силу 01 сентября 2013 года. Исключение составляет ч. 6 ст. 108, вступившая в силу со дня официального опубликования закона.
Вступление в силу Положения, касающиеся изменений в вопросах финансирования, вступают в силу с 1 января 2014 г., т. е. с первого года, в котором реально составить бюджет с учетом нового закона.
Рекомендации о мерах, которые необходимо принять субъектам РФ при подготовке к реализации ФЗ 273 даны в Письме Минобрнауки г. ИР- 170/17.
В Письме отмечается, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны в течение трех месяцев привести свои нормативно-правовые акты по предметам совместного ведения в соответствие с вновь принятым Федеральным законом. В тоже время, учитывая сроки вступления в силу Федерального закона, представляется, что работа субъектов РФ по приведению своих законов и иных нормативно- правовых актов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» может быть завершена к 01 сентября 2013 года.
Проект модельного закона субъекта Российской Федерации "Об образовании в субъекте Российской Федерации" опубликован на официальном сайте Минобрнауки России ( оект_модельного_закона.pdf).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Статья 2 определяет основные понятия, используемые в рассматриваемом законе. Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали.статья является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали.
Во-первых, он вводит четкие определения часто употребляемых терминов и понятий: «образование», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» и.д. Во-вторых, он меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».
Общее образование включает в себя: -дошкольное образование; -начальное общее образование; -основное общее образование; -среднее общее образование. Дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Следовательно, образование начинается не с начального общего, а с дошкольного.
Финансовое обеспечение дошкольного образования Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает новые принципы финансирования деятельности дошкольных организаций. Впервые вводится четкое разделение на дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу.
Финансовое обеспечение дошкольного образования Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение дошкольного образования Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования: -финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменил систему профессионального образования. Теперь она, как и система общего образования, включает в себя четыре уровня: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Иными словами, новый закон отменяет понятие «начальное профессиональное образование».
Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. (часть 5 ст.23 ФЗ 273)
Типы образовательных организаций установлены в части 2 статьи 23 ФЗ 273. Согласно части 1 статьи 22 ФЗ 273, образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. законодательством для некоммерческих организаций.
В своем письме от 10 июня 2013 г. ДЛ-151/17 Минобрнауки сообщает, что ФЗ 273 не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».
Так, например, с учетом части 5 статьи 108 ФЗ 297: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа».
Дополнительно Министерство в Письме ДЛ-151\17 сообщает, что к числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие: - указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях; -указание на форму собственности ("государственная", "муниципальная" или "частная") с целью информирования потребителя образовательных услуг; -указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и другие); -включение в наименование официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; -использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица.Законом о некоммерческих организациях;
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ 273, в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, должна содержаться следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Часть 5 ст. 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополняет эти требования: при указании сведений об органах управления должен быть указан также "порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации".
Важно: Кроме того, устав образовательной организации должен отвечать общим для всех некоммерческих организаций требованиям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон 7- ФЗ). Эти требования лишь частично совпадают с нормами Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и существенно выходят за их рамки.
Так, согласно ст. 14 Закона 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться: 1) наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму; 2) место нахождения; 3) порядок управления деятельностью; 4) предмет и цели деятельности; 5) сведения о филиалах и представительствах; 6) источники формирования имущества; 7) порядок внесения изменений в учредительные документы, т. е. в устав; 8) порядок использования имущества в случае ликвидации; 9) иные положения, предусмотренные Законом 7-ФЗ и иными федеральными законами.
Анализ приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных организаций больше не нужно будет прописывать характеристики образовательного процесса. Согласно ст. 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты в порядке, установленном ее уставом. Следовательно, подробная регламентация образовательного процесса будет осуществляться не в уставе, а путем принятия локальных актов.
Требования к уставам ОО Для всех типов ООДля БУ и КУДля АУ ст. 25 ФЗ «Об образовании в РФ» п. 1 ст. 52 ГК РФ п. 3 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» ст. 7 ФЗ «Об автономных учреждениях»
Лица, осуществляющие образовательную деятельность Образовательная деятельность может осуществляться тремя типами лиц: 1)образовательными организациями; 2)организациями, осуществляющими обучение (только в случаях, когда такая возможность прямо дана законом); 3) индивидуальными предпринимателями.
Образовательная организация Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, т. е. требование о некоммерческом характере организации, а также о том, что образование должно быть основной целью ее деятельности – сохранено.
Организации, осуществляющие обучение Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную в качестве дополнительного вида деятельности.
Организации, осуществляющие обучение Закон учитывает и современные реалии, в частности, тот факт, что большие образовательные ресурсы сформированы у коммерческих и иных организаций, которые в качестве основного вида деятельности имеют не образование, а что-то другое. Например, на базе современных производств профессиональное обучение, повышение квалификации может быть зачастую куда эффективней и современнее, чем на базе образовательных учреждений с устаревшей материально-технической базой, в отсутствие владеющих современными технологиями специалистов и т. п.
Вместе с тем, далеко не любую образовательную деятельность разрешено вести организациям, осуществляющим обучение – отдельным видам организаций разрешено реализовывать вполне конкретные программы. Так, коммерческие структуры ограничены профессиональным обучением и дополнительным образованием, а также дошкольным, и не могут открыть, например, школу.
Индивидуальные предприниматели Статья 32 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" посвящена регулированию статуса индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.
Индивидуальные предприниматели Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Индивидуальный предприниматель может осуществлять образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. В случае если предприниматель привлекает педагогических работников, он должен получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
Индивидуальные предприниматели Согласно ч. 10 ст. 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность с привлечением педагогических работников, должны получить лицензию до 1 января 2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока индивидуальными предпринимателями лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.
Принципиальным нововведением закона является понятие конфликта интересов.
Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает новые по сравнению с Законом РФ «Об образовании» определения понятий «учащийся» и «обучающийся».
С 01 сентября 2013 года всех учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений правильно будет называть учащимися.
ПРИМЕР Если в образовательный комплекс входят школа и детский сад, то всех детей, которые его посещают, корректно называть обучающимися. При этом детей, которые посещают школу, можно также называть учащимися, а детей, которые посещают детский сад, – воспитанниками.
В список документов, с которыми имеет право ознакомиться обучающийся, добавлено свидетельство о государственной регистрации образовательной организации.
Права учащихся в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" существенно расширены и конкретизированы по сравнению с теми, которые были установлены Законом РФ "Об образовании". Более того, их перечень не является закрытым и может быть изменен нормативными правовыми актами РФ, а также локальными нормативными актами.
ПРИМЕР Так, в действующем на сегодняшний день Законе РФ "Об образовании" ничего не говорится о каникулах. Мало того, определения каникул нет и в других нормативных правовых актах, регулирующих сферу образования, хотя каждый учащийся знает о том, что такой период времени, предназначенный для отдыха, существует. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" дается определение каникул и нормативно закрепляется право обучающихся на их предоставление.
Существенной новеллой законодательства об образовании стала статья 45 Федерального «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующая порядок защиты прав обучающихся, в том числе учащихся.
Согласно части 1 данной статьи в целях защиты своих прав обучающихся, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 3) использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы защиты прав и законных интересов.
Транспортное обеспечение (статья 40) 1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте. 2. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.
Охрана здоровья обучающихся Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г. Федеральный закон «Об образовании» от 27 декабря 2012 года 1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. 2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации. 3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя. 4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Охрана здоровья обучающихся включает в себя: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания обучающихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
Охрана здоровья обучающихся Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. 5. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. 7. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Дисциплинарная ответственность обучающихся Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, отчисление.
Дисциплинарная ответственность обучающихся Замечание и выговор как мера дисциплинарного взыскания может быть применена к обучающимся с 5-го класса. За неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 статьи 43 Закона, допускается применение отчисления к обучающегося, достигшего возраста 15 лет.частью 4 статьи 43 Закона, допускается
Дисциплинарная ответственность обучающихся Меры дисциплинарного взыскания не могут быть применены к дошкольникам, учащимся начальных классов, а также к учащимся с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости (ч. 5 ст. 43 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Кроме того, нельзя привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком (ч. 6 ст. 43 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Дисциплинарная ответственность обучающихся Для учеников младших классов (и если такое возможно – для дошкольников) могут по- прежнему устанавливаться правила поведения в образовательном учреждении и меры воздействия за их нарушение. Однако их следует называть "мерами воспитательного воздействия".
Дисциплинарная ответственность обучающихся Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания утвержден приказом Минобрнауки России от (далее – Приказ Минобрнауки России 185).
Дисциплинарная ответственность обучающихся Согласно п. 8 данного документа до применения меры дисциплинарного взыскания организация должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, необходимо составить соответствующий акт. При этом отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения к нему меры дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарная ответственность обучающихся Меру дисциплинарного взыскания нельзя применить к обучающемуся позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в ч. 6 ст. 43 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме (п. 9 Приказа Минобрнауки России 185).
Дисциплинарная ответственность обучающихся Согласно п. 17 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утв. приказом Минобрнауки России от , если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с обучающегося: -по собственной инициативе; -просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; -ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Договор об образовании Заключение договора об образовании требуется только в конкретных случаях, в частности, в таких, где гарантированно есть предмет регулирования договором отношений сторон. В ст. 53 нового закона об образовании в РФ говорится, что в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании.
Сетевая форма реализации образовательных программ Новеллой закона является регулирование сетевой формы реализации образовательных программ, обеспечивающей возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т. ч. иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Сетевая форма реализации образовательных программ Согласно ст. 15 Федерального закона от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать: -организации, осуществляющие образовательную деятельность; -научные организации; -медицинские организации; -организации культуры; -физкультурно-спортивные организации; -иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Могут ли индивидуальные предприниматели быть участниками договора о сетевой реализации образовательных программ?
Сетевая форма реализации образовательных программ В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. В связи с этим, они также могут быть участниками договора о сетевой форме реализации образовательных программ.
Сетевая форма реализации образовательных программ В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются: 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы; 2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы; 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы; 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование Понятие инклюзивного образования введено в Федеральный закон от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Согласно закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2).
Инклюзивное образование Организация обучения детей-инвалидов в обычных ОУ (преимущественно по месту жительства) позволит избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что будет способствовать формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов.
Информационная открытость образовательной организации (ст. 29) Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: -о структуре и об органах управления образовательной организацией; -о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой; -о языках образования; - о заместителях руководителя образовательной организации; -о трудоустройстве выпускников; - локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора.частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора
Информационная открытость образовательной организации (ст. 29) Образовательная организация обязана публиковать на своем сайте копии предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний. Информация и документы, указанные в части 2 статьи 29, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.части 2 статьи 29, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» вступает в силу 01 сентября 2013 года. Заменяет Постановление Правительства РФ от N 343 "Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении.
Новые Правила размещения информации на сайте не обязывает образовательные организации размещать на сайте ссылки на следующие информационно-образовательные ресурсы: федеральный портал "Российское образование" - информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -
Государственный контроль (надзор) в сфере образования Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. стандартов
Государственный контроль (надзор) в сфере образования Основаниями для проведения внеплановых проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования наряду с основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются: 1) выявление аккредитационным органом нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности; 2) выявление органами по контролю и надзору в сфере образования нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования, предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального закона.законом от 26 декабря 2008 года N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются:статьей 97 настоящего Федерального закона.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования В части 4 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлен перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры
Государственный контроль (надзор) в сфере образования Федеральным законом от N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации« внесены изменения в ФЗ 294. Часть 4 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" дополнена пунктом 27 следующего содержания: "27) государственный контроль (надзор) в сфере образования."
Аттестация педагогических работников Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Справка подтверждающая факт обучения в образовательной организации В качестве документа, подтверждающего факт обучения лиц в образовательной организации, не прошедших итоговой аттестации или получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лиц, освоивших часть образовательной программы, является справка соответствующего образца. Образец справки определяется образовательной организацией самостоятельно.
Единый государственный экзамен Результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.
Согласно части 11 статьи 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в установленные на день вступления в силу закона оклады педагогических работников включается размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукции и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года. Соответствующие изменения необходимо внести в положение об оплате труда, согласовав документ с первичной профсоюзной организацией, а также в трудовые договора работников, предупредив их об этом за два месяца.
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» договор о сетевой форме реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования академии с использованием ресурсов иных организаций ч. 3 ст. 15 правила внутреннего распорядка обучающихся ст.ст. 28, 29 трудовые договоры и должностные инструкции, в том числе пед.работников коллективный договор графики работы, в том числе пед.работников правила внутреннего трудового распорядка ст.ст. 28, , 52
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» документ об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях ст. 28 отчет о результатах самообследованияст.ст. 28, 29 согласованная с учредителем программа развития образовательной организации ст. 28 документ о внутренней системе оценки качества образования ст. 28 положение об итоговой аттестациич. 14 ст. 76
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образцы договоров об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе ч. 2 ст. 29, ст. 54 документы, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися ст.ст. 28, 30
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений ч. 6 ст. 45 нормы профессиональной этики педагогических работников ч. 4 ст. 47 положение о проведении аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям ч. 2 ст. 49 правила приема в образовательную организацию ч. 9 ст. 55
Наименование и (или) форма локального нормативного акта Часть, статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» положение о восстановлении в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации ч. 2 ст. 62 положения о структурных подразделенияхч. 4 ст. 27 иные
Обращаем внимание, что четкого перечня требуемых для образовательных организаций локальных актов закон не устанавливает. Основным документом, регламентирующим деятельность образовательных организаций, является его устав. Перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и др.), регулирующих деятельность образовательной организации, прописывается в уставе. Причем локальные акты не могут противоречить уставу образовательной организации.