Владислав Никитин директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» 2013
Принимающая семья Обучающая организация Ребенок Опекающая организация Сопровождающая организация Орган опеки и попечительства
Факторы, определяющие разрывы между субъектами семейного устройства
-разделенность субъектов, выполняющих функции, требующие содержательного и ценностного единства (функции подготовки граждан, опеки организации над ребенком и сопровождения принимающей семьи выполняются разными организациями)
Принимающая семья Обучающая организация Ребенок Опекающая организация Сопровождающая организация Орган опеки и попечительства ЗАКОН ПОРЯДОК
- разобщенность управления (зачастую у этих организаций нет единого администратора)
Принимающая семья Обучающая организация Ребенок Опекающая организация Сопровождающая организация Орган опеки и попечительства ЗАКОН ПОРЯДОК
- отсутствие единого понятийного аппарата, единого ценностного подхода (специалисты по разному называют одни и те же предметы и явления, иногда, с прямо противоположных позиций оценивают и разрешают одну и ту же ситуацию)
Принимающая семья Обучающая организация Ребенок Опекающая организация Сопровождающая организация Орган опеки и попечительства ЗАКОН ПОРЯДОК Лень амбиции страх, бюрегруз ки
- общественно-политическое давление (органы власти, СМИ, общественные организации, зачастую, активно противостоят профессиональному подходу к процессу семейного устройства, продавливают конкретные решения с позиции политических лозунгов, формальных показателей, личных приоритетов и амбиций)
Принимающая семья Обучающая организация Ребенок Опекающая организация Сопровождающая организация Орган опеки и попечительства ЗАКОН ПОРЯДОК «Даешь %!!!» «Новый спаситель - приемный родитель, будь им!» Лень амбиции страх, бюрегруз ки
Возможные пути и способы преодоления этих разрывов
- объединение функций обучения, опеки над ребенком и сопровождения в полномочия одной организации
Орган опеки и попечительства Принимающая семья Обучающая организация ЗАКОН ПОРЯДОК «Даешь %!!!» «Новый спаситель - приемный родитель, будь им!» Лень амбиции страх, бюрегруз ки Ребенок Опекающая организация Сопровождающая организация
Орган опеки и попечительства Принимающая семья Обучающая организация ЗАКОН ПОРЯДОК «Даешь %!!!» «Новый спаситель - приемный родитель, будь им!» Лень амбиции страх, бюрегруз ки Ребенок Опекающая организация Сопровождающая организация
- формирование профессионального сообщества: создание единого понятийного и ценностного поля; создание и развитие неформальных связей на уровне специалистов, руководителей организаций-субъектов устройства, принимающих родителей
- регулярное взаимодействие субъектов устройства в различных форматах, дающих возможность формирования единого ценностного поля («Опекунский совет», «Экспертный совет», семинар, конференция, круглый стол и пр.).
- обучение субъектов устройства (специалистов, принимающих родителей) в поле профессионального сообщества
Что можно делать, для преодоления разрывов между субъектами устройства, уже сейчас?
- желательное или обязательное знакомство представителей опекающей организации с психологическим заключением на кандидатов
- передача «Карты потребностей ребенка» или другого аналогичного документа, а так же конкретных условий по воспитанию ребенка (для включения в договор с приемной семьей) в орган опеки и попечительства по месту устройства ребенка
Карта потребностей ребенка при подборе принимающей семьи
Социально-правовой раздел 1. Родственники, в том числе желающие поддерживать отношения с ребенком. 2. Жилищные вопросы. 3. Оформление пенсий, пособий, алиментов. 4. Рекомендации для подбора принимающей семьи.
Медицинский раздел 1. Состояние здоровья. 2. Необходимость обследования и терапии. 3. Рекомендации для подбора принимающей семьи.
Психологический раздел 1. Эмоционально-волевое развитие. 2. Личностные и поведенческие особенности. 3. Привязанности, значимые лица, отношения с родственниками. 4. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 5. Готовность ребенка к переходу в принимающую семью. 6. Особенности принимающей семьи, желательные для ребенка. 7. Особенности принимающей семьи, нежелательные для ребенка.
Педагогический раздел 1. Социально-бытовые навыки (особенности питания, сна, навыки самообслуживание, личной гигиены, внешний вид). 2. Игровые навыки и взаимодействие со сверстниками. 3. Отношения с взрослыми. 4. Адаптация к социальным требованиям. 5. Склонности, способности, любимые занятия. 6. Проблемное поведение, вредные привычки. 7. Нравственное развитие, ценностные ориентации. 8. Привязанности, значимые лица, отношения с родственниками. 9. Этнические, культурные, религиозные факторы. 10. Готовность к переходу в принимающую семью. 11. Особенности принимающей семьи, желательные для ребенка. 12. Особенности принимающей семьи, нежелательные для ребенка.
Педагогический раздел (интеллектуальное развитие) 1. Соответствие возрастной норме. 2. Уровень готовности к школьному обучению, учебной зрелости. 3. Уровень интеллектуального развития (память, внимание и т.п.) 4. Рекомендации для подбора принимающей семьи.
Внести в форму договора о приемной семье следующие изменения: Дополнить статью 2 «Права и обязанности приемных родителей» пунктом «В целях учета индивидуальных особенностей личности приемного ребенка (детей) и создания благоприятных условий воспитания, обучения и развития несовершеннолетнего (-их), а также с целью профилактики отказа приемных родителей от воспитания несовершеннолетних и возвращения их из семей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приемный родитель обязан заключить договор о социальном сопровождении приемной семьи с организацией, осуществляющей профессиональное комплексное сопровождение семей, взявших детей под опеку или попечительство, и имеющей соглашение о сотрудничестве с органом опеки и попечительства».
Предмет соглашения Семья и Служба сопровождения заключили настоящее соглашения с целью реализации и защиты прав семьи и детей на комплексную поддержку, гарантированную действующим законодательством и осуществление совместных действий по воспитанию, обучению и развитию детей, находящихся под опекой Семьи.
- формирование и предъявление профессиональной («цеховой») позиции, значимой для органов власти и общественного мнения
Орган опеки и попечительства Принимающая семья Обучающая организация «Помоги ребенку вырасти!» «Спаси себя и многие вокруг тебя спасутся!» Активность, Взаимо- понимание, Профессио- нальная позиция, Рациональное использование ресурсов Ребенок Опекающая организация Сопровождающая организация ПОРЯДОК ЗАКОН