МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13» Г. ТОБОЛЬСКА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ Взаимодействие семьи и школы на пути преодоления проблем подросткового возраста КОРИКОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА
Воспитание – это процесс постоянного познания ребенка и развития его природных способностей плюс уважение к его личности.
Подросток …
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (авторы Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис)
Цель: развивать сотрудничество между родителями и школой, воспитывая у всех участников образовательного процесса отношение к семье как к базовой ценности общества. Задачи: 1. Диагностическое исследование особенностей личностного развития подростков, родителей и межличностного взаимодействия в коллективе. 2. Психолого- педагогическое просвещение родителей. 3. Привлечение родителей и учащихся к активной совместной деятельности.
I этап. Диагностика Цель: Выявление количественных и качественных характеристик изучаемых психологических явлений – межличностные взаимоотношения, личностные особенности. Задачи: Определить взаимосвязь между стилем воспитания в семье и социальным статусом ребенка. Наметить пути коррекции детско-родительских отношений на основе диагностических результатов.
МероприятиеПредполагаемый результат 1. Посещение семейПредставление об условиях формирования семейной субкультуре 2. Составление социального паспорта класса. Объективное представление о социальном факторе, влияющем на степень жизненной удовлетворенности родителей и детей. 3. Сочинение на тему « Моя семья»Составление социальных портретов семей. 4. Диагностика «Рисунок семьи»Своевременное выявление детей, требующих особого внимания. 5.Опросник «Изучение родительского отношения» (авт.А.Я.Варга, В.В. Столин) Своевременное выявление наличия методов воспитания, деструктивно влияющих на развитие личности ребенка. 6.Социометрическое изучение коллектива (авт.Дж.Морено) Изучение статуса подростка в коллективе, определение состава референтной для него группы.
Социальный паспорт класса
Проблемы современной семьи усиленное расслоение общества (по материальному достатку, социальному статусу); рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка; увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один – родитель; разрушение системы «родитель –ребёнок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей; мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети Интернет.
Рисунок семьи
Социальный статус обучающихся в семье
Социограмма изучения межличностных отношений (автор Дж.Морено)
II этап. Работа с родителями Цель: Активизация взаимодействия семьи и школы Задача: Найти оптимальные формы сотрудничества семьи и школы, опираясь на результаты диагностических условий
День открытых дверей для родителей. Выставка поделок семейного творчества. Оформление классных презентаций силами родителей. Привлечение родителей – выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций. Выставка семейных газет. Организация кружков по интересам силами родителей. Поздравление ветеранов с Днем Победы. Спортивные соревнования Вечера вопросов и ответов. День семьи. Формы работы
III этап. Педагогическое и психологическое просвещение родителей Цель: Активизация взаимодействия семьи и школы Задача: повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей.
Родительский клуб
Мероприятие 1. Круглый стол: «Организация воспитательной работы в классе». 2. Здоровье ребёнка в современном обществе. 3. Занятие с элементами тренинга «Духовно-эмоциональные контакты в семье». 4. Дискуссия: проблемы подросткового возраста и пути их преодоления. 5. Практикум «Конфликты и их эффективное разрешение»
Сундучок доверия
«…от того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений….»
Спасибо за внимание