L/O/G/O Опыт применения эвристического подхода при изучении биологической химии студентами медицинского университета Дудук С.Л., Курбат М.Н. Республика Беларусь - Гродненский государственный медицинский университет –
образовательная деятельность студента по конструированию им собственного смысла, целей, содержания и организации образования Эвристическое обучение в проектировании содержания образования - способ достижения оптимального сочетания социального и личностного заказа на образование Компетент- ностный подход
«Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне научить кого-то – и это станет моим. Отойди в сторону – и тогда, может быть, я наконец смогу сделать лучше, чем учил меня ты » Древняя китайская мудрость
КОМПЕТЕНЦИИ академическиепрофессиональные коммуникативные
Важность и актуальность формирования коммуникативных компетенций Биологи- ческая химия Химия Биология Содержание и методы обучения – те компоненты учебного процесса, которые наиболее активно влияют на результаты подготовки специалистов.
Коммуникативная компетенция знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Раскрытие фундаментального познавательного потенциала личности Традиционное медицинское содержание образования имеет ретрансляционный характер, а потому и не способствует эффективной реализации компетентностного подхода Знать Уметь Применять
«Опыт применения эвристического подхода при изучении биологической химии студентами медицинского университета» НИР кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ» «Формирование коммуникативных компетенций посредством реализации эвристических технологий в обучении», научный руководитель – д.п.н. Король А.Д. Цель исследования: определение содержания эвристических технологий при обучении студентов биологической химии с помощью анализа уровня проявления коммуникативных компетенций.
ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ Метод исследования: анкетирование, опрос, анализ литературных источников. Эмпирическая база: студенты медико- психологического и педиатрического факультетов в количестве 95 человек. Анкета (коммуникативные качества) Статистическая обработка: SPSS (версия 13.0), частотный и корреляционный анализы. Метод контент-анализа.
Результаты анкетирования: * каждый четвертый студент имеет слабо выраженную способность приводить выстроенные и обоснованные аргументы (при доказательстве) ** каждый пятый – не способен самостоятельно формулировать выводы *** каждый второй студент не способен проявить инициативу с вопросом к преподавателю способность к самопрезентации, используя невербальные средства 38,5%; активность в постановке вопросов другим студентам при изучении темы 33%; способность к самопрезентации, используя вербальные средства 33,3%; готовность первым проявить инициативу в группе и дать ответ на поставленный вопрос преподавателя 26%.
Реализация технологии эвристического обучения постановка студентом собственных целей Этап 1. познание студентом реального образовательного объекта Этап 2. сравнение субъективного образовательного продукта студента с образцом – культурно- историческим аналогом Этап 3. создание обобщенного (вторичного) образовательного продукта Этап 4. Занятие «Биохимия центральной нервной системы»:
Варианты информационных технологий профессионально- ориентированные презентации электронные учебники рассылка по электронной почте автоматизированное тестирование
Эвристическое обучение Очная, очно- дистанционная формы Практические занятия Изучение быстро трансформирующихся тем программы: «Методы молекулярной биологии», «Биохимии центральной нервной системы», «Апоптоз» и т.п.
Студент медицинского вуза – личность, сделавшая сознательный выбор профессии. Компетентностный подход нацелен на формирование готовности специалиста применять оптимальные решения в нестандартных ситуациях. Первостепенную важность приобретают профессионально- значимые качества – коммуникативные компетенции.
L/O/G/O Опыт применения эвристического подхода при изучении биологической химии студентами медицинского университета С.Л.Дудук, М.Н. Курбат