Стратегия "Fishbone" Учитель информатики МАОУ гимназии 12 им. Г.Р.Державина г. Тамбова Юрий Николаевич Кривошеин
«Fishbone» в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы». Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).
Создатель схем «фишбоун» Схемы (диаграммы) «фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава. Каору Исикава родился в 1915 году. В 1947 году стал ассистентом профессора в Токийском университете, а в доктором в области инженерных наук и профессором. Награжден премией Деминга. Известность Каору Исикава принесли кружки качества и причинно- следственные диаграммы, которые теперь так и называются "диаграммы Исикавы". Автор книг "Руководство по управлению качеством" (Guide to Quality Control), "Что такое всеобщее управление качеством? Японский путь" (What is Total Quality Control? The Japanese Way).
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально: Вывод Проблема Факты, аргументы Причины
Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone». Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы. На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод.
Этапы работы Предполагается несколько этапов мозгового штурма и составления диаграммы: сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему; группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам; ранжирование их внутри каждого блока; анализ получившейся картины.
Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники мозгового штурма должны чётко сформулировать проблему. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка – хребет (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида поэтому и называют рыбьим скелетом).
Наносятся главные причины (причины 1 уровня), влияющие на проблему, – большие кости. Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с хребтом. Далее наносятся вторичные причины (причины 2 уровня, которые влияют на главные причины (большие кости), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде средних костей, примыкающих к большим. Причины 3 уровня, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде мелких костей, примыкающих к средним, и т. д. Причины (факторы) оцениваются и ра нжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества. Главное при решении проблемы: найти причинно- следственные связи, ответить на вопросы ПОЧЕМУ?
Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам. Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Fishbone» для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти причины.
Порядок работы с использованием стратегии «Fishbone» достаточно прост и обусловлен самой графической формой: В верхнем треугольнике, после обсуждения, записывается формулировка проблемы. Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь предположениями. Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как критическое мышление; взаимодействие в группах; планирование и осуществление исследовательской деятельности; истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста; осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Способы реализации стратегии При использовании мультимедийного варианта очень важно сделать такую диаграмму интерактивной. Именно для анимированной диаграммы Исикавы очень эффективна известная технология Prezi. Впрочем, и в популярном приложении PowerPoint можно подготовить анимированную диаграмму Исикавы. Работа с диаграммой эффектно смотрится на интерактивной доске, а также при сообщениях участников мозгового штурма.
Использованы анимационные картинки с сайта