Образовательная среда ДОУ : от " мира предметов " к " миру людей " Научно - методический семинар
Актуализация социокультурных компонентов образовательной среды ДОУ Канд. пед. наук, доцент каф. педагогики и психологии детства УрГПУ Бывшева Марина Валерьевна
Воспитание : понятие В широком смысле : В узком смысле : процесс социализации индивида процесс целенаправленного формирования личности процесс формирования личности в определенных социокультуных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт целенаправленный процесс формирования личности в ходе педагогических взаимодействий в соответствии с определенным социально - педагогическим идеалом (Б.Б. Айсмонтас, Педагогическая психология, 2005)
Дошкольный возраст Человек - человек (7) Человек - предмет складывания личности и личностных механизмов поведения Дошкольный возраст – период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, когда мотивы и желания ребенка начинают образовывать систему ( иерархию ), в которой выделяются более и менее значимые из них.
непрерывность социального развития Стратегическая задача воспитания дошкольников : непрерывность социального развития введение ребенка в мир человеческой культуры, содействие ему в овладении такими духовными механизмами, которые « еще пребывают в процессе сборки »
ФГОС ДО 2.4 О ФГОС ДО 2.4 О бразовательная Программа ДО направлена на :
Образовательная среда : понятие часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.
Образовательные среды ( ОС )
ФГОС ДО
2.8 Содержание Программы должно отражать следующие аспекты ОС для ребенка дошкольного возраста :
Особенности социального развития дошкольников овладение сущностью пространства и событий ; освоение взаимодействия со значимыми взрослыми ; постижение социальных ролей, определяемых актуальной ситуацией развития ребенка.
Овладение сущностью пространства Формирование восприятия пространства Освоение социальных дистанций Расширение социального пространства ( дом – детский сад – школа )
Овладение сущностью событий Яркая эмоциональная окрашенность событий Возможность установления причинно - следственных связей в социальных ситуациях Понимание смысла поступков других людей и самого себя
Освоение взаимодействия со значимыми взрослыми Стремление к совместной со взрослым деятельности, Интерес к содержанию общих со взрослым дел Ориентация на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослого в разных ситуациях.
Освоение социальных ролей Обыгрывание содержания социальных ролей Распределение игровых ролей и стремление к распределению реальных ролей в группе Ориентация на социальную роль школьника, ученика
Благодарю за внимание ! Канд. пед. наук, доцент каф. педагогики и психологии детства УрГПУ Бывшева Марина Валерьевна