Департамент образования, науки и молодежной политики Новгородской области ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г
Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему условиям реализации Программы результатам освоения Программы 2
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Содержание Программы представляет определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. 3
ИМЕЕТСЯ Во всех ДОУ имеется опыт разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена основная и вариативные части Имеется опыт описания возрастных особенностей детей, определение целей и задач, принципов и подходов, описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и деятельности по профессиональной коррекции, Имеются планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения программы, а также система мониторинга НЕОБХОДИМО Выбрать программу или разработать самостоятельно Привести структуру Программы в соответствие с требованиями Стандарта Проанализировать содержание Программы и внести соответствующие коррективы в части определения принципов, направлений развития, описания вариативных форм, способов, методов и средств, планируемых результатов и пр. Включить описание материально- технического обеспечения Расширить часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений, обеспечивая вариативность и разнообразие содержания Обеспечить баланс социализации и индивидуализации обеспечивая систему условий социализации и индивидуализации детей Разработать краткую презентацию 4
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Психолого-педагогические(взаимодействие взрослых с детьми, ориентированное на каждого ребенка, его интересы, потребности, возможности, учитывая ситуацию развития, проведение педагогической диагностики, взаимодействие с родителями) Кадровые (руководящие, педагогические (соответствующей квалификации, обладающие основными компетенциями),учебно-вспомогательные, административно-хозяйственные, научные работники) Материально-технические (соответствие требованиями СанПиН, правилам пожарной безопасности, оснащенность помещений, оборудование, учебно- методический комплект) Финансовые (норматив финансирования, с учетом типа организации, специальных условий, и др. расходы) Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместно деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможности для уединения., возможность самовыражения, 5
ИМЕЕТСЯ Педагогические кадры, владеющие технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно- развивающую среду, Соответствие учреждений требованиям СанПиН и правилам пожарной безопасности Обеспечены учебно- методическими комплектами, оснащены необходимым оборудованием Имеется норматив финансирования НЕОБХОДИМО Формировать профессиональные компетенции, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с требованиями Стандарта Овладение технологией инклюзивного образования, информационными технологиями Проанализировать предметно-развивающую среду и обеспечить реализацию основных принципов Проводить оценку индивидуального развития детей для обеспечения индивидуализации образования и оптимизации работы с группой Провести ревизию учебно-методических комплектов в соответствии с требованиями и обновить их в соответствии с разработанной Программой Рациональное использование финансового обеспечения, дифференцированное финансовое обеспечение в соответствии с вариативностью и направленностью реализуемых Программ и привлечение дополнительных источников финансирования и др. 6
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Целевые ориентиры в виде характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей Определены целевые ориентиры в младенческом и раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры являются основанием преемственности дошкольного и начального образования 7
ИМЕЕТСЯ Педагоги владеют формализованными и неформализованными способами оценки достижений воспитанников, ведением портфолио, Умеют разрабатывать индивидуальные планы развития ребенка Педагоги обсуждают достижения воспитанников с родителями НЕОБХОДИМО Развивать рефлексивные умения, позволяющие педагогам анализировать собственную профессиональную деятельность, Подбирать эффективные средства развития ребенка Осваивать технологии позволяющие обеспечить индивидуализацию для каждого конкретного ребенка и группы в целом Расширять методы взаимодействия с семей по поводу достижений ребенка и его трудностей, подбирать эффективные средства развития ребенка Обеспечить взаимодействие с учителями начальных классов для установления преемственных связей 8
С чего начать? 1.Изучить ФГОС дошкольного образования на заседаниях методических объединений и педагогических совещаний 2.Провести самоанализ образовательной деятельности и условий в соответствии с требованиями ФГОС 3.Обеспечить профессиональное развитие и консультативную поддержку педагогических работников в ходе внедрения и реализации ФГОС 4.Создание в группах развивающей образовательной среды, представляющей систему условий социализации и индивидуализации детей 5.Определить часть программы, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с требованиями 6.Провести корректировку образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС с учетом примерных программ 7.Информирование семей и общественности относительно целей дошкольного образования 9