Роль межличностных отношений в образовательном процессе. Педагогический совет Тема: Роль межличностных отношений в образовательном процессе.
Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Цель: Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса.
1. Познакомить с теоретическими основами стиля и структуры педагогического общения. 2. Познакомить с психологическими правилами, помогающими правильно сориентироваться в ситуации и выборе эффективной коммуникативной позиции Задачи: 1. Познакомить с теоретическими основами стиля и структуры педагогического общения. 2. Познакомить с психологическими правилами, помогающими правильно сориентироваться в ситуации и выборе эффективной коммуникативной позиции
1. Вступительное слово 2. Теоретические основы стиля и структуры общения. 3. Результаты тестирования о предрасположенности к конфликтному поведению. 4. Деловая игра «педагогические ситуации» 5. Роль имиджа педагога в образовательном процессе. 6. Подведение итогов. План: 1. Вступительное слово 2. Теоретические основы стиля и структуры общения. 3. Результаты тестирования о предрасположенности к конфликтному поведению. 4. Деловая игра «педагогические ситуации» 5. Роль имиджа педагога в образовательном процессе. 6. Подведение итогов.
Общение Общение –это взаимодействие людей, процесс образования и функционирования их взаимоотношений. В общении осуществляется обмен деятельностью и её результатами, формируются настроения и взгляды, выявляется уровень взаимопонимания, вырабатываются привычки и традиции. Педагогическое общение - имеет свою специфику: определённую структуру, стили и функции.
Позиция «над» Учитель проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнёр по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общения. Этот тип коммуникации характерен для взаимодействия «учитель – ученик»
Позиция «наравне» Оба партнёра проявляют инициативу и активность, стараются учитывать интересы и цели друг друга. Наиболее часто это характерно для взаимодействия «учитель- учитель»
Позиция «под» Учитель занимает подчинённое положение относительно партнёра по общению. Наиболее часто это характерно для взаимодействия учитель – администрация.
Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция
Информационная функция Взаимодействие учителя и других участников образовательного процесса состоит в обмене между ними информацией (информация может передаваться как с помощью различных источников, так и с помощью мимики, интонации, жестов).
Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция
Социальная функция. Восприятие учителем другого участника образовательного процесса и особая чувствительность к нему: сочувствие, сопереживание. Понимание проблем.
Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция
Самопрезентативная функция. При общении происходит презентация учителя, его внутреннего мира. «Не измученный, усталый и опустошённый, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения» - Сластенин В.А.
Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция
Интерактивная функция При общении происходит обмен идеями, образами и действиями.
Функции педагогического общения. Педагогическое общение Информационная функция Социальная функция Самопрезентативная функция Интерактивная функция Аффективная функция
Аффективная функция Аффект – душевное волнение, страсть. Общение должно быть комфортным. Должно быть чувство уважения, симпатии к другому человеку. Необходима нейтрализация аффекта, его коррекция.
У каждого человека есть две жизненные заботы: 1. Достичь личных целей. 2. Сохранить хорошие взаимоотношения с другими людьми.
Соотношение этих двух главных забот составляет основу типологии поведенческих стратегий.
Поведенческие стратегии 1.Соревнование (конкуренция) – «Акула» 2.Приспособление – «Медвежонок» 3.Компромисс – «Лиса» 4.Избегание – «Черепаха» 5.Сотрудничество – «Сова»
Соревнование (конкуренция) «Акула» Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Это силовая стратегия. Цели важны, взаимоотношения нет.
Приспособление – «Медвежонок» Означает принесение в жертву собственных интересов ради другого. Взаимоотношения важны, цели – нет.
Компромисс – «Лиса» Умеренны и цели и взаимоотношения Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения
Избегание – «Черепаха» Отказ от достижения личной цели и от участия во взаимоотношениях с окружающими. Это стратегия ухода под панцирь.
Сотрудничество – «Сова» Участники конфликтной ситуации приходят к альтернативе, удовлетворяющие интересы обеих сторон. Ценят и цели и взаимоотношения.
Практика показывает, что именно в ситуации сотрудничества и стратегии «Совы» конфликт разрешается максимально выигрышно для всех его участников
Правила педагогического общения. Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком ученика видеть только отрицательные моменты. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжённость в общении. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет (если она хорошо организована)
Приёмы оценки личности учащегося. Положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку. Неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки. Глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости Глобальная отрицательная оценка подрывает веру в себя, вызывает отвращение к учёбе.
Результаты тестирования педагогов. Соперничество – 23% Сотрудничество – 50% Компромисс - 60% Избегание - 66% Приспособление – 50%
Лучшие сочетания способов и стратегий регулирования конфликтов. Карцева М.Г. Густап С.Ф. Беззубикова И.А. Талаш С.А. Ермакова Е.А. Прошакова Е.В. Иванушкин В.В.
Хорошее сочетание Панова В.Н. Филимонова О.Н. Иевлева Г.В. Короткова В.Ф. Шеляпин В.Л. Русских Е.А. Финашина Л.В. Новик С.В. Улейская Л.В. Шеляпина Л.Н. Лапшина Е.В. Космосова Е.М.
Не совпадение способов регулирования конфликтов и поведенческих стратегий Евстратенкова Г.Т. Вдовина Н.Ю. Паршина Н.В. (причины – ответы на вопросы тестов не правдивые)
Выводы. Автор теста К Томас считает, что при избегании конфликта(66%) ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как соперничество (23%), приспособление (50%)и компромисс (60%), или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные решения. Только в ситуации сотрудничества (50%) обе стороны оказываются в выигрыше