Тема: «Развитие деловых качеств, обучающихся 9-х классов, ориентированных на профессию» Выполнила: Ефимова Алевтина Дмитриевна Педагог – психолог МБОУ ДОД ЦВР «Поиск» г.о. Самара Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на организацию профильного и предпрофильного обучения подростков и развитие у них профессиональных качеств. Противоречие между современными требованиями общества и снижением интереса к обучению, к различным видам практической деятельности, особенно к профессиям, требующим физических затрат.
Проблема: как создать систему предпрофильного обучения, которая могла бы удовлетворить всех участников процесса и убрать все противоречия.
Цель: Обобщить опыт работы по проблеме: развитие деловых качеств обучающихся, ориентированных на будущую профессию. Задачи: 1. Описать технологический процесс и инструментарий, используемый для развития деловых качеств. 2. Показать эффективность созданной модели в системе профессиональной подготовки, как одного из факторов по развитию профессиональных качеств, ориентированных на будущую профессию. 3. Отразить положительное отношение к системе предпрофильной подготовки со стороны обучающихся, педагогов, родителей, администрации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. За счет системы предпрофильной подготовки у обучающихся повысится интерес к курсам, вырастет заинтересованность в познании новых профессий, увеличится информационная емкость занятий, а также опыт разнообразной практической деятельности. Такие слова, как развитие деловых качеств, станут повседневными на занятиях.
Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого - педагогической, информационной и организационной деятельности, которая содействует личностному самоопределению учащихся и развивает у них профессиональные навыки.
Контрольно - оценочный блок. Методы оценки развития профессиональных качеств: *тестирование, *метод наблюдения за действиями учащихся, *метод оценки документов по Портфолио, *устное собеседование. Развитие профессиональных качеств отслеживаем с помощью диагностического инструментария. Те учащиеся, которые успешно получили «зачет» на трех курсах из четырех, в конце года получают «Сертификат», который вручается в школе при получении документов об окончании 9-х классов.
Ресурсное обеспечение. 1.Программы элективных курсов предпрофильной подготовки по темам, представленным в ФГОС второго поколения, 2.Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся, 3.Курсовая подготовка педагогов по современным образовательным технологиям, 4.Кадровая подготовка по информативно – коммуникативным технологиям 5.Семинары, педсоветы, мастер – классы по данной тематике. 6. Материально- техническое обеспечение: кабинет, оборудованный мультимедийной техникой и комплектом компьютеров.
В зависимости от способностей учащихся система предпрофильной подготовки дает возможность и педагогу и ученику: Получить дополнительные знания, практические навыки по профессиям. Получить свой образовательный маршрут в развитии профессиональных качеств. Оценить свой профессиональный потенциал. Создать положительное отношение к различным профессиям. Реализовать свои способности и проявить лучшие индивидуальные качества. Выводы Созданная в ЦВР «Поиск» система предпрофильной подготовки, действительно, работает на развитие деловых и профессиональных качеств, которые ориентируют детей на выбор профессий, востребованных на современном рынке труда.