Цели урока: а) обучающая: познакомить обучающихся с правилами оформления чертежей, формировать графические навыки. б) воспитательная: воспитывать стремление добросовестно и рационально выполнять учебные задания, формировать навыки самостоятельной работы. в) развивающая: развивать интерес к предмету, навыки логического мышления.
Для выполнения графических работ необходимы карандаши марки Т или Н (твердые); М или В (мягкие); ТМ, СТ или НВ (средней твердости). Карандаш получил свое название от слияния двух тюркских слов : кара черный и таш камень. Далеким предком карандаша, наверное, можно считать головешку из костра первобытного человека, с помощью которой ему вдруг захотелось что - то изобразить на стене пещеры... В Х VI веке англичане нашли у себя залежи графита. Из глыб этого мягкого камня выпиливали пластины, отшлифовывали, делили на грифели. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного дерева. Пользоваться такими карандашами могли только очень богатые люди. Так продолжалось почти до конца Х VIII века, когда чех Й. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельченного графита и глины. Он нашел оптимальное соотношение графита и глины, начав вскоре изготавливать стержни для письма, названные им « кохинор » « не имеющие равных ». Одновременно французский ученый Н. Конте изобрел деревянные оболочки карандашей, и вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные рубашки из кедра и кипариса. Во второй половине Х I Х века появились, а в ХХ веке получили большое распространение механические ( автоматические, цанговые ) карандаши, которые хорошо знакомы всем нам.
Циркуль чертежный а ) круговой ; б ) разметочный Циркуль несравнимо старше своих собратьев по графическим работам. На стенах и куполах храмов и жилых зданий, на резных чашах и кубках Вавилонии и Ассирии изображены настолько ровные, правильные круги, что без циркуля провести их было бы невозможно. Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском кургане I века нашей эры. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей. На протяжении многих веков этот простой инструмент был незаменимым и верным помощником архитекторов и строителей. В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких правильных кружков. Стальной циркульный резец для нанесения такого орнамента был при раскопках в Новгороде Великом.
Подготовка листа к работе. ( доска, лист, рейсшина
Наименование линии Толщина линии СплошныеS ШтриховыеS/3 … S/2 ШтрихпунктирныеS/ 3 …S/2
Сплошная толстая основная линия Такую линию применяют для изображения видимых контуров предметов, рамки и граф основной надписи чертежа. Её толщину (S) выбирают в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображений, от формата чертежа.
Сплошная тонкая линия используется для проведения выносных и размерных линий. Толщина её от S/3 до S/2.
Штриховая линия применяется для изображения невидимых контуров предмета. Состоит из отдельных штрихов (черточек) приблизительно одинаковой длины. Длину каждого штриха выбирают в зависимости от величины изображения от 2 до 8 мм. Расстояние между штрихами в линии должно быть от 1 до 2 мм, но приблизительно одинаковое на всем чертеже. Толщина от S/3 до S/2.
Сплошная волнистая линия Её используют в основном, как линию обрыва в тех случаях, когда изображение дано на чертеже не полностью. Толщина её от S/3 до S/2.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз подняться, потянуться, Два нагнуться, разогнуться, Три в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре руки шире, Пять руками помахать, Шесть на место тихо сели …
Упражнения в рисовании фигур
Примеры расположения группы линий на листе
Оформление и содержание чертежей изменялись с развитием общества Первые чертежные инструменты деревянный циркуль - измеритель и веревочный прямоугольный треугольник
Практическая работа. 1.Оформить рамку на листе А4 сплошной основной толстой линией. 2.Начертить прямые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях сплошной толстой основной линией, сплошной тонкой, штриховой. 3.Построить углы при помощи линейки и угольника. 4.Начертить отрезок, равный 6 см. Обозначить его начало и конец. 5.Разделить отрезок на две равные части. Поставить знак деления.
Форматы
Форма основной надписи для учебных чертежей
Проведение линий а ) горизонтальных ; б ) вертикальных ; в ) наклонных