«Эффективные формы взаимодействия педагога- психолога с педагогическим коллективом ДОУ» Кондрашова О.Ю. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 24» Декабрь 2013
Направления работы педагога –психолога в ДОУ 1. Психодиагностика 2.Психологическое консультирование 3.Просвещение и профилактика
В и учебном году приоритетом в работе с педколлективом является психологическое содействие эффективной адаптации к дошкольному учреждению педагогов, стаж работы которых в данном учреждении составляет менее одного года. В учебном году в дошкольное учреждение поступило пять начинающих педагогов.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Психолого-педагогические аспекты адаптационного периода начинающих воспитателей создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе; формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у педагогического коллектива, детей и их родителей
Разнообразные формы работы с начинающим педагогом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости
Педагог-психолог планирует и осуществляет работу по повышению психолого- педагогической компетентности, а так же осуществляет профилактическую работу, направленную на предупреждение эмоционального выгорания. Данная работа осуществляется через организацию консультирования, просвещение с использованием активных методов работы с педагогическим коллективом, а так же проведение тренинговых занятий.
Наиболее востребованными в нашем ДОУ являются темы: Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду? Как построить режим дня ребенка, чтобы он не переутомлялся? Как общаться с родителями? Что делать если ребёнка отвергают сверстники? Почему ребенок часто болеет (плохо спит, кушает без аппетита)? Каким образом воспитатель может помочь «трудному» ребенку (замкнутому и скованному; гиперактивному и агрессивному, не умеющему контролировать свое поведение; ребенку, часто плачущему, отказывающемуся от общения и т.п.)?
Большой популярностью пользуются у молодых педагогов деловые игры и тренинги. Их тематика также разнообразна: игры, направленные на рефлексию профессиональных качеств; тренинги личностного роста, тренинги на развитие невербальных форм общения и т.д.
Основным методом работы являются психологические встречи (тренинги) имеющие определённую тему. Групповая психологическая встреча с молодыми педагогами представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
Цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в самообразовании; помочь молодым педагогам адаптироваться к работе в ДОУ приняв его внутренние правила, традиции, условия.
Задачи: 1.Помочь педагогам наладить профессиональный контакт с опытными педагогами. 2. Помочь преодолеть стеснение при взаимодействии с родителями, детьми, коллегами. 3. Помочь приобрести уверенность при публичных выступлениях. 4. Вселить педагогический оптимизм в период профессиональной деятельности.
При проведении психологических встреч с педагогами используются следующие формы работы: мозговые штурмы, дискуссии, работа с изобразительными средствами, упражнения и игры на создание положительного образа «Я», ролевые игры, анализ типичных ситуаций, психогимнастика, психодрама.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации начинающих педагогов в течение года: позволяет отработать усвоенные в период обучения в вузе или колледже содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике; позволяет освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому; -способствует тому, чтобы из молодого специалиста «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.