в Конституции Российской Федерации; Статья 38, Статья 43 в Семейном кодексе Российской Федерации; Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей в Законе Российской Федерации Об образовании. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
партнеры – это не обязательно единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия; главное - это понимание, что без другого, без реализации его интереса тебе не реализовать свой собственный интерес; это отношения с разделенной ответственностью за конечный результат
Порядочность Продуктивность Поддержка ПАРТНЕРСТВО СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗНАКОМСТВО Ценности Ресурсы МОТИВАЦИЯ Добровольность Долговременность Взаимная ответственность До вер ие Комп етен тнос ть ВРЕМЯ Цели
определение общих целей и ценностей (как принципов (способов) достижения цели); определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга; актуализация эксклюзивной полезности педагогического коллектива для детей и родителей. НАШИ ДЕЙСТВИЯ: мониторинг родительских запросов и ресурсов; собственный «ценностный аудит»
настроиться на длительный процесс, не надеясь на мгновенный результат; создавать органы соуправления, где будут представлены и родители и педагоги; сближать позиции родителей относительно целей и задач школы, статуса ребенка, дисциплины и позиции педагогов относительно оценок, заданий, готовности к открытому диалогу с родителями; составить программу работы, выделив несколько существенных задач; смириться с тем, что проблемы и непонимание - неизбежны, знать, что никто не действует по злому умыслу, в случае конфликта не воевать, а разбирать ситуацию
Проектирование программ на основе определения общего вклада – т.е., разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Формирование доверия родителей к ОУ происходит при наличии трех основных факторов : соблюдение этических норм и договоренностей; поддержка (регулярное информирование, просвещение, консультирование, обучение, а также социальная и психологическая (иногда и психотерапевтическая) помощь); продуктивность (намерения педагогов о сотрудничестве конвертируются в реальные мероприятия)
НАШИ ДЕЙСТВИЯ: проектирование совместной деятельности с родителями (родительские собрания необходимо превратить в «круглые столы» или «совещания», на которых будут решаться стратегические вопросы, а не производиться сбор денег «на нужды школы»); поддержка родителей (необходимо разработать вариант договора между школой и родителями, в котором должны быть определены «зоны ответственности» каждой из сторон); мониторинг. Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности
Признаки партнерских отношений между родителями и педагогами: добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности); долговременность, т.е., нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия; взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе)