А КТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ В УСЛОВИЯХ ФГТ
…« СПОСОБНОСТЬ РЕШАТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ЗАДАЧИ ( ПРОБЛЕМЫ ), АДЕКВАТНЫЕ ВОЗРАСТУ ; СПОСОБНОСТЬ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛИ, СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСВОЕННЫЕ ЗНАНИЯ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ НОВЫХ ЗАДАЧ ( ПРОБЛЕМ ), ПОСТАВЛЕННЫХ КАК ВЗРОСЛЫМ, ТАК И ИМ САМИМ ; В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИТУАЦИИ МОЖЕТ ПРЕОБРАЗОВЫВАТЬ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ( ПРОБЛЕМ )».
Д ЖОН Д ЬЮИ - АМЕРИКАНСКИЙ ПСИХОЛОГ, ФИЛОСОФ И ПЕДАГОГ ( ). Один из четырёх педагогов, определивших по решению ЮНЕСКО 1988 года, способ педагогического мышления xx века «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» (Д.Дьюи)
С ОВЕТСКИЕ ПЕДАГОГИ, ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ Т.В.Кудрявцев И.Я. Лернер А.М. Матюшкин М.И.Махмутов М.Н.Скаткин
« П РОБЛЕМА - ЭТО СЛОЖНЫЙ ВОПРОС, ЗАДАЧА, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРЕШЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ ». (С ЛОВАРЬ С.И. О ЖЕГОВА )
Николай Евгеньевич Веракса, российский психолог, специалист по психологии дошкольного образования, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии образования РГГУ, руководитель лаборатории психологии и педагогики способностей Института психолого-педагогических проблем РАО, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика».РГГУРАО Научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы».
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
П РОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ. - «К АК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ В ПРИРОДЕ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ЯЩЕРИЦ И ЗЕЛЁНОГО ЦВЕТА И ЖЕЛТОВАТО - КОРИЧНЕВОГО ?» ?
В ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС ( КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС ) Проблемная задача 1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
П РОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА 2. «Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?» ?
Проблемная ситуация создается при нехватке знаний у детей. Противоречие – основное звено проблемной ситуации. (Противоречие - положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему.)положение,однодругое,противоположное
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ - неизвестное, т.е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности; - познавательная деятельность; - творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.
Почему металлический корабль не тонет?
ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ : Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. Создание противоречия, проблемной ситуации. Организация противоречия в практической деятельности детей.
Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «почему?» (С.Маршак)
И СПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА : Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте// Вопросы психологии, 1987, 4, с Ильницкая И.Л., Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности дошкольника в процессе проблемного обучения. Омск: ООИПКРО Ильницкая И.Л, Остапенко JI.B. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание С ; С ; С Ильницкая ИЛ, Остапенко JI.B. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка // Там же С Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение : истоки, сущность, перспективы. М., Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, Рубинштейн СЛ. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.