Предпосылки формирования контрактной системы в сфере закупок Исчерпание потенциала законодательства Российской Федерации о размещении заказов и невозможность решения комплекса проблем в сфере закупок исключительно путем внесения в него изменений; необходимость комплексного совершенствования сферы государственных и муниципальных закупок, целесообразность регулирования всего цикла планирования, осуществления и контроля закупок; необходимость перехода от процедурного подхода к регулированию сферы закупок к системному повышению эффективности закупок; необходимость сокращения коррупционных рисков, повышения прозрачности закупок, в том числе развитие института общественного контроля, введения мониторинга и аудита закупок Планирование закупок 94-ФЗ: определение поставщика и заключение контракта + контроль Исполнение, изменение, расторжение контракта Мониторинг, аудит, контроль
3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. «Заложенные в 94-ом Законе цели, к сожалению, во многом остались декларациями. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и «откаты», и просто нецелевые расходы составляют не менее 1 трлн. руб. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и более современной»
Цели Федерального закона 44-ФЗ Внедрение системного подхода в сферу планирования и осуществления закупок Обеспечение гласности и прозрачности сферы закупок Предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок Повышение качества (эффективности и результативности) обеспечения государственных и муниципальных нужд
5 Принципы контрактной системы в сфере закупок Свободный и безвозмездный доступ к информации о закупках, размещенной в единой информационной системе Размещение в единой информационной системе полной и достоверной информации о закупках, начиная с этапа их планирования до исполнения контракта Общественный контроль, общественное обсуждение закупок
КОНКУРЕНЦИЯ Равный доступ Запрет на ограничивающие конкуренцию действия Равные условия
Принцип профессионализма Профессионализм заказчика (контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссий) Профессионализм работников специализированных организаций Профессионализм сотрудников контрольных органов
Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок Необходимость достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд Персональная ответственность должностных лиц заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений
Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
10 Ключевые новации Закона 44-ФЗ Введение системы планирования закупок, а также нормирования и обоснования закупок; Создание единой информационной системы в сфере закупок; Установление методов определения начальных (максимальных) цен контрактов, цен контрактов, заключаемых единственным поставщиком; Введение контрактных служб (контрактных управляющих); Расширение линейки способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), совершенствование существующих процедур закупок; Установление антидемпинговых механизмов; Введение обязательной централизации закупок; Типовые контракты (типовые условия контрактов) Сокращение случаев по заключению контрактов у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); Обязанность установления обеспечения заявок и исполнения контрактов; Использование банковских гарантий для обеспечения заявок, за исключением электронных аукционов;
11 Ключевые новации Закона 44-ФЗ Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке; Обязательность применения заказчиками штрафных санкций, в случае нарушения условий контракта поставщиком (подрядчиком исполнителем); Банковское сопровождение контрактов; Мониторинг закупок и аудит эффективности закупок; Общественный контроль и общественное обсуждение закупок; Обязанность поставщика (исполнителя, подрядчика) предоставлять заказчику информацию о своих руководителях и выгодоприобретателях, субподрядчиках, соисполнителях в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации; Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ. услуг
Инструменты планирования закупок: планы закупок - на срок бюджетного планирования (3 года) планы-графики – каждый год План закупок Идентификационный код закупки Цель закупки Наименование и описание объекта закупки + объем Объем финансового обеспечения сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок Обоснование закупки Информация о закупках товаров, работ, услуг, которые способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации Информация об обязательном общественном обсуждении закупки План-график Идентификационный код закупки Наименование и описание объекта закупки Дополнительные требования к участникам закупки и обоснование таких требований Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа Дата начала закупки Информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта Информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Информация о банковском сопровождении контракта Планы-графики на годы размещаются по существующим в рамках 94-ФЗ правилам!
Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к: количеству качеству потребительским свойствам иным характеристикам (которые позволяют обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводят к закупкам товаров, работ, услуг, имеющим избыточные потребительские свойства или являющимися предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации) Правительство РФ общие правила нормирования: правила разработки актов; требования к отдельным видам товаров, работ, услуг Правительство РФ, высшие исполнительные органы субъектов РФ, местные администрации: правила нормирования Государственные и муниципальные органы: требования к товарам, работам, услугам
Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика Цель: установление соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок. При формировании плана закупок обоснованию подлежит объект закупки исходя из: - необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, установленных требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов - см. нормирование закупок (ст. 19). При формировании плана-графика обоснованию подлежат: НМЦК, цена контракта у ед. поставщика; способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки. Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок !
15 Проводится в случаях: Установленных Правительством Российской Федерации Установленных Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами Начинается на этапе планирования закупок В результате : могут быть внесены изменения: в планы закупок в планы-графики в документацию о закупках закупки могут быть отменены Обязательное общественное обсуждение закупок (статья 20 вступает в силу с 01 января 2016 года) Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения!
16 Бюджетные учреждения Общее правило: действуют в полном объеме в рамках законодательства о КС Исключение: предоставлено право осуществлять в соответствии с требованиями 223-ФЗ закупки: за счет средств от приносящей доход деятельности; за счет грантов; при привлечении БУ- исполнителем по контракту иных лиц для исполнения предусмотренных таким контрактом обязательств) Автономные учреждения, ГУП (МУП), При предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности – при планировании и осуществлении закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона. При этом в отношении таких закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. иные ЮЛ – получатели бюджетных инвестиций (не являющиеся АУ, ГУП, МУП) При предоставлении бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в рамках договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций Особенности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (статья 15)
17 Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод. Методические рекомендации по применению указанных методов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
18 Идентификационный код закупки (Статья 23) Идентификационный код закупки формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию Указывается в следующих документах: плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в контракте, в иных документах 18
Цена контракта более 15 млн. руб. Предоставление увеличенного в полтора раза обеспечения контракта (деньгами или банковская гарантия) Цена контракта 15 млн. руб. и менее Предоставление увеличенного в полтора раза обеспечения контракта (деньгами или банковская гарантия) или документов, подтверждающих добросовестность поставщика (исполнителя, подрядчика) НИОКР уменьшение значимости критерия цены контракта (до 10 %) при снижении цены на 25 % и более ниже начальной (максимальной) цены контракта Предложение о снижении цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта
Совокупный объем закупок > 100 млн.руб.Совокупный объем закупок < 100 млн.руб. Контрактная служба ( создание специального структурного подразделения не является обязательным) Контрактный управляющий Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок; Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок!!!
Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем 3 человека. В состав комиссии не могут быть включены лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки. «родственные связи», которые не позволяют быть членом комиссии: 1. физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, являющиеся близкими родственниками: - родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), - полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами 2. усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки.
Обеспечение заявок при проведении конкурсов и аукционов (Статья 44) обеспечение заявки требуется всегда требования к обеспечению заявок устанавливаются заказчиком электронных аукцион - только внесение денежных средств ! при проведении конкурса или закрытого аукциона участнику закупки предоставлен выбор между внесением денежных средств или предоставления банковской гарантии размер обеспечения заявок должен составлять от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, 1 % начальной (максимальной) цены контракта
Банковские гарантии (Статья 45) Введен реестр банковских гарантий. Реестр будет размещен в единой информационной системе и будет содержать информацию: наименовании и месте нахождения банка, являющегося гарантом. наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом денежная сумма, подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований закона срок действия банковской гарантии. Банковской гарантия должна быть безотзывной и содержать: сумму банковской гарантии обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 % денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки срок действия банковской гарантии перечень документов, установленный Правительством Российской Федерации, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии Предусмотрено: запрет на судебное исполнение, возможность бесспорного списания
Расширение линейки способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Размещение заказа может осуществляться: путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме без проведения торгов запрос котировок, у единственного поставщика Определение поставщиков подрядчиков, исполнителей) может осуществляться: конкурентными способами определения поставщиков: конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений У единственного поставщика 94-ФЗ 44-ФЗ