От спонтанного к осознанному любопытству: становление субъектности в исследовательской деятельности Алексей Сергеевич Обухов
Исследование – базовое, универсальное стремление к познанию окружающего мира, других, самого себя… Исследовательский рефлекс – базисное свойство психики, определяющее жизнеспособность живых организмов в поливерсионной среде обитания Исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами, изменениями средовых контекстов, а также нарушением гомеостаза.
Исследовательская деятельность базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличии от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами. Развитие исследовательской деятельности во многом зависит от насыщенности и вариативности реалий бытия человека, а также от того, насколько в социокультурных нормативах заложена ценность исследовательской активности человека во взаимодействии с этими реалиями.
Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.
Основные этапы исследовательской деятельности: ориентировка проблематизация оспособление планирование эмпирия анализ рефлексия
Социокультурная среда: Задает нормы деятельности, средства реализации потребности познания (оспосабливает) Ограничивает познание (противодействие получению знаний) Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности
Субъектная позиция осознанность целенаправленность произвольность самостоятельность (внеситуативность)
Субъектная позиция продуктивность культуросообразность оспособленность коммуникативность отличение себя от себя как деятеля
Принципиально учитывать активность в деятельность преобразуется в ходе присвоения культурных норм культурные нормы не осваиваются вне деятельности существуют сензитивные периоды развития и ЗБР субъектность развивается самим деятелем, а не строится извне свобода выбора субъекта действия в заданных условиях не владеющий нормой не сможет ее целенаправленно транслировать