Организация и проведение экскурсий с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Над темой работали : Басовская Т.Л.- учитель логопед Вознесенская Н.Н. – учитель дефектолог Зылева З.И – учитель дефектолог.
Экскурсии подразделяются : ознакомительные, уточняющие ранее полученные знания, закрепляющие, т.е. итоговые Экскурсия – это целенаправленный, заранее запрограммированный процесс.
Эффективность экскурсии оценивается по целому ряду факторов : 1. цель: учитывая особенности внимания, памяти, воображения, речи детей с нарушением интеллекта, 1. Каждая экскурсия должна иметь понятную и близкую ребенку цель: учитывая особенности внимания, памяти, воображения, речи детей с нарушением интеллекта, по пути к месту экскурсии многократно напоминать о том, куда идем, что будем смотреть, с кем или чем знакомиться 2. создавать условия для деятельности детей 2. Во время экскурсии создавать условия для деятельности детей Наблюдение организовывается так, чтобы видеть все выполняемые действия, одновременно наблюдать сравниваемые объекты. Наблюдение осуществляется при активном участии педагогов (учителя-дефектолога и воспитателя) 4. на высоком эмоциональном уровне. 4. Экскурсии следует проводить на высоком эмоциональном уровне.
Организация экскурсий 1. Подготовка экскурсии: 1. Подготовка экскурсии: дефектолог определяет тему и цель, уточняет программное содержание, выбирает объект, разрабатывает маршрут, намечает последовательность проведения наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети. Подбирает стихи, загадки, игры. 2. Подготовка детей к экскурсии: 2. Подготовка детей к экскурсии: воспитатель проводит беседу, рассматривает картинки, вспоминает стихотворения по теме, готовит выносной материал. Подготовительная работа, подвижные игры, воспитательные задачи фиксируются в календарных планах воспитателей 3. Подготовка экскурсионного оборудования. 3. Подготовка экскурсионного оборудования. Совместная работа дефектолога и воспитателя.
Ход экскурсии Вводная часть Введение мотивирующей ситуации, обращение к опыту детей, напоминание правил поведения Основная часть включает: Основная часть включает: «путешествие» к месту, наблюдение за деятельностью и взаимоотношениями людей, практические действия. На месте проводится беседа, рассказ, сопровождающийся показом действий. В ходе экскурсий целесообразно провести дидактические, речевые, подвижные игры, объединенные темой экскурсии По окончании основной части педагог дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях. Заключительная часть Обобщение знаний, полученных на экскурсии
Вводная часть Основная часть, начало занятийя Основная часть, беседа Заключительная часть
Самостоятельная деятельность детей
Работа после экскурсии Знания, полученные на экскурсиях расширяются, уточняются и обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами. Через 2-3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Педагог читает детям художественную литературу, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии. На занятиях можно использовать музыкальные произведения, репродукции картин. Планируя беседу после экскурсии, педагог продумывает систему вопросов так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связей факты, вызвать переживания.