Выполнила учитель биологии МКОУ «Чернавская СОШ Завьяловского района» Мирошниченко Татьяна Анатольевна Урок биологии 6 класс
Мягок, а не пух, Зелен, а не трава.
Цели: Формирование знаний об отделе мохообразных, их значений в природе и жизни человека. Совершенствование умений работать с источником, микроскопом; анализировать и сравнивать изучаемые объекты; делать выводы, рассуждать; развивать навыки исследовательской деятельности. Воспитание экологической культуры, воспитание уважения к мнению других и бережного отношения к природе
Бриология – наука о мхах
Распространение
ЛЕС
Скалы и камни
аквариумы
мохообразные делятся на следующие группы. 1. «Беглецы» – группа видов, быстро заселяющих субстрат, живущих недолго и продуцирующих много спор в первый же год. Сюда относится, например, такой известный вид, как фунария произрастающая на заброшенных кострищах.фунария
2. «Колонисты» – группа видов, легко заселяющих свежие субстраты сомкнутыми колониями, долго живущих и спороносящих на 2–3-й год. Примером являются такие распространенные мхи, как цератодон пурпурный,являющие ся пионерами открытых местообитаний.цератодон пурпурный
«Ежегодные странники» – группа видов, каждый год вырастающих в новом месте. К этой группе относятся очень мелкие мхи, такие как поттия
«Кратковременные странники» – группа видов, способных несколько лет произрастать в одном месте, спороносят на 2– 3-й год, мигрируют так же, как виды предыдущей группы. Очень немногочисленная группа. Сюда относится лишь несколько видов Bryum.Bryum
5. «Многолетние странники» – группа видов, длительно растущих на толстых стволах лиственных деревьев, спороносящих через каждые 2–3 года, медленно растущих и не исчезающих из местообитания, (например, пока не упадет дерево). Сюда относятся эпифитные мхи широколиственных лесов – неккера, леукодон
6. «Оседлые долгожители» – наиболее многочисленная группа. К ней относятся почти все широко распространенные лесные и болотные виды мхов сфагнум, Отличаются тем, что растут сплошными коврами неопределенно долго в одном и том же месте, редко спороносят.
Сравните.
Классы мхов печеночные листостебельные моршанция Кукушкин лен
Строение мха 1.мужское растение 2.женское растение 3.коробочка А. стебель Б.листья В ризоиды А Б В
Лабораторная работа 1.Рассмотрите растения мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья. 2.Опредилите форму, расположение. размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его. 3.Определите,ветвистый или неветвистый стебель растения. 4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения. 5.Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
Сравни и заполни таблицу: Признаки для сравненияКукушкин ленсфагнум 1.Стебель ветвистый или нет? 2.Окраска. 3.Расположение листьев. 4.Чем отличаются листья по внутреннему строению? 5.Где располагаются споры? 7.Есть ли ризоиды? 8.Хозяйственное значение
Значение Меж клюквы и морошки Жилец лесных болот, На кочке мох без ножки Куда ни глянь растет, Он снизу седоватый, Повыше – зеленей. Коль нужно будет ваты, Нарви его скорей! На кустиках поляны Подсушен в летний зной, Он партизанам раны Лечил глуши лесной. Вс. Рождественский.
Стоительный материал
декоративное
Перевязочный материал
Значение моховидных в природе (экологическая роль) – создатели болот и торфяников; живые регуляторы ручьёв и рек, без которых начинается беспорядок в водном хозяйстве планеты; заселяют непригодные для суши места, бедные почвы; предохраняют почву от эрозии.
Выполни тест 1.Как называется раздел ботаники, изучающий мхи? а) Бриология; б) Эмбриология; в) Систематика. 2.Какие вегетативные органы отсутствуют у мха? а) Ризоиды; б) Листья; в) Корни; г) Стебель. 3.Как происходит размножение мхов? а) Семенами; б) С помощью спор; в) Корневищем.
4.Какие условия окружающей среды необходимо для размножения мхов? а) Вода; б) Высокая температура; в) Низкое атмосферное давление. 5.Какой мох служит источником образования торфа? а) Сфагновый мох; б) Кукушкин лен; в) Риччия. 6.При каком условии прекращается рост сфагнума? а) При недостатке влаги; б) При переизбытке влаги; в) При недостатке солнечного света.
АВБААА
Домашнее задание П-ф 14.Ответить на вопросы. Дополнительное задание. -составить кроссворд по теме «Мхи» Приготовить презентацию по теме : «Легенды и мифы о мха» «Мхи Алтайского края»