ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И КООРДИНАТ СКЛАДОВ В РЕГИОНЕ
Определение месторасположения склада Для определения месторасположения распределительного склада в регионе необходимо знать: месторасположение (координаты Х;, У;) фирм производителей и потребителей данной продукции (клиентов); объемы поставок продукции (Q;); маршруты доставки (характеристику транспортной сети); затраты (или тарифы) на транспортные услуrи (Т;).
Вариант определения координат склада Количество Способ учета расстояний между объектами Описание метода 1. Mесторасположение склада выбирается на территории одного из объектов распределительной ети ОдинКратчайшее расстояние: где - координаты поставщика, потребителя; - координаты склада Минимизация транспортной работы: Манхэттенское расстояние:Минимизация транспортной работы: Несколько складов (кол-во известно) Оба способа учета расстояния между объектами Минимизация грузооборота (суммарных логистических затрат) на основе транспортно- производственной задачи 2. Расположение склада определяется с учетом координат размещения объектов складской распределительной системы ОдинМанхэттенское расстояние 3. Месторасположение склада определяется с учетом выбранного критерия оптимизации (физ. или экономического) ОдинРасстояние до объекта определяется от начала координат по оси Х и Y Метод центра тяжести:
Вариант определения координат склада Кол-во Способ учета расстояний между объектами Описание метода Центр тяжести по тарифу: Кратчайшее расстояниеМетод центра тяжести до расстояния: Несколько складов (кол-во известно) Кратчайшее расстояние Манхэттенское расстояние Метод СПбГИЭУ* на основе транспортной задачи; прикладные пакеты программ * Метод СПбГИЭУ разработан на кафедре логистики и организации перевозок Санкт-Петербургского rocyдapcтвeннoгo инженерно-экономического университета.
Пример 1. Определить координаты склада при различных вариантах и способах учета расстояния между объектами (табл.2) 1 способ Расстояние по формуле для кратчайших расстояний (1го и 2го поставщика): Значение транспортной работы для каждого пункта определяется как сумма произведений объема перевозок на расстояние: =300х х х х х х х х 601 = ткм. Минимальное значение Р = ткм соответствует второму поставщику, следовательно, на его территории наиболее выгодно организовать распределительный центр.
2 способ (Манхэттенское расстояние) Склад не привязан к пунктам распределительной транспортной сети По оси Х: ; транспортная работа По оси Y: ;транспортная работа Минимальное значение по оси Х соответствует координате = 300 и по оси Y - = 500, где и будет располагаться распределительный центр. Транспортная работа: Р =
3 способ Определение координат склада по методу Центра тяжести 1) 2) Расчет с учетом весовых коэффициентов в виде тарифа: Транспортная работа при распоряжении склада в центре тяжестиТранспортная работа :) 1) ( ) 2) ( )
Транспортная составляющая логистических издержек в зависимости от количества складов в регионе Определение количества складов в регионе и координат их расположения. Предполагается, что известны: координаты поставщиков и потребителей ; объемы про изводимой и потребляемой клиентурой продукции; характеристики транспортной сети региона (например, для крупного города имеется сеть дорог, позволяющих осуществлять перевозки между поставщиками, потребителями и складами, количество и расположение которых требуется определить).
Результаты расчетов транспортной работы при разном количестве складов в регионе
Алгоритм оценки влияния размещения складской сети на транспортные расходы Первый этап. - поставщики - потребители - объем груза, перевозимого от i -го поставщика к j-му потребителю - произведение весовых долей i-го поставщика и j-го потребителя - количество груженых рейсов от i -го поставщика к j-му потребителю - тариф на перевозку, у.е./км - номинальная грузоподъемность подвижного состава, используемоro при перевозке от i-го поставщика к j-му потребителю - коэффициент использования грузоподъёмности подвижного состава, используемого при перевозке от i-го поставщика к j-му потребителю Второй этап. - соот-но расстояние от склада до i-ro поставщика и до j-ro потребителя; - соот-но объем груза, перевозимый на склад от i-ro поставщика и со склада до j-го потребителя. -соот-но количество ездок от i-ro поставщика до склада и от склада до j- ro потребителя.
Третий этап. определяют расстояния между координатами максимально удалённых друг от друга пунктов: выбирают минимальное расстояние и определяют радиус окружности R, на которой диаметрально располагаются склады: склады располагают сначала горизонтально, а затем вертикально относительно осей координат; первоначально принятый радиус R = 0,1 увеличивают до 0,2, затем до 0,3 и т. д. Четвертый этап. - поставщики; - склады;- потребители; - соответственно расстояние от i-гo поставщика до k-гo склада и от k-гo склада до j-гo потребителя; - соот-но объемы перевозок грузов от i-го поставщика до k-ro склада и от k-ro склада до j-ro потребителя; - соот-но произведение весовых долей i-ro поставщика и k-ro склада, k-ro склада и j-rо потребителя. - соот-но количество гружёных рейсов от i-ro поставщика до k-ro склада и от k-ro склада до j-ro потребителя.
Пример Исходные данные для расчета Результаты расчета величины транспортных расходов в зависимости от количества складов и их расположения по первому варианту
Результаты расчета величины транспортных расходов в зависимости от количества складов и их расположения по второму варианту Зависимость транспортных расходов от количества складов и их расположения по первому варианту
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: 1) при прямых транзитных связях между производителями и потребителями величина транспортных расходов минимальна; 2) на величину транспортных расходов сильное влияние оказывает не только количество складов в распределительной сети, но и их пространственное расположение относительно поставщиков и потребителей; 3) величина транспортных расходов сильно возрастает при мелкопартионной отправке товаров со складов потребителям малотоннажным подвижным составом; 3) для конкретной распределительной сети можно найти оптимальное количество складов, при котором величина транспортных расходов будет минимальна, но при изменении координат поставщиков и потребителей, а также координат самих складов величина транспортных расходов изменится и надо будет искать новое решение; 4) полученные зависимости отличны от известных зависимостей, суммарных расходов на транспортировку от числа складов, при веденных в литературе; 5) дальнейшие исследования должны быть направлены на построение таких алгоритмов решения задачи оптимального размещения складской сети, которые позволили бы учесть наличие одного или нескольких складов в регионе, многоменклатурность товаров, а также другие факторы, влияющие на оптимальное месторасположение складской сети.