Подростковый возраст: И спытание Личности или Развитие?
Линии развития подростка 1.Выстраивает отношения с самим собой 2.Выстраивание отношений со сверстниками 3.Выстраивание отношений со взрослыми 4.Увеличение самостоятельности 5.Обнаружение и рост ответственности 6.Инициативность
Пример: Этапы психологической зрелости:
Негативные особенностиПозитивные особенности Позиция «Я – не маленький» Агрессивная защита. Экспериментирование. Взрослый – противник. Выстраивание границ себя и своей свободы. Понимание « на самом деле Я не взрослый». Обнаружение себя в новом, непонятном ему качестве. Обнаружение новых потребностей, способностей, расширение сферы интересов. Взрослый – партнер. Создание зоны активности. Особенности подросткового возраста
Личные черты подростка «Пустыня одиночества» Критическое отношение к другим, к прежним авторитетам, отрицание Стремление к идеалу, перфекционизм. Желание быть личностью Непостоянство интересов. Романтическая восторженность и грубость в одном поведении. Интерес к противоположному полу Поиск смысла жизни: кто Я? Зачем? Где место?
Этапы развития подростка: 1.Половое созревание (начинается раньше всех и заканчивается позже всех функций, все ресурсы организма перетягивает на себя). 2.Физиологическое развитие. 3. Социально-психологическое развитие.
Исследования возраста: Что важно, что осознают - личный выбор и жизнь - внутренний мир и самосознание - отношения со сверстниками - школа, образование - раннее детство, воспоминания - родители, семья
Исследования возраста: Значимые события возраста - новые друзья, понятие «настоящий друг» осознание дружбы к годам - поло-ролевые отношения (сексуальные дебют – в лет) - любовные переживания (актуализируются активно в 14 лет) - переживание личной свободы (к 16 годам) и самостоятельности – помочь формировать личный опыт: а что? А как? А почему? А что бы сделал бы ты в похожей ситуации? что чувствовал? Как понял? Что было причиной, на твой взгляд? А я бы вот так…
Исследования возраста: Значимые события по возрастам Мл. шк. возраст – значимые события в прошлом, в воспоминаниях о детстве. Старшие классы – размышление и планирование будущего.
Восприятие мира 6-7 класс - родители авторитарны, родитель не друг, противник, стенка, о которой постоянно идет сопротивление - планирование будущего негативно, связано с общим эмоциональным отношением к себе: «Я хуже всех» - самооценка черт характера тесно связана с отношениями с родителями 7-8 класс - интеллектуальные ресурсы связаны с отношениями других людей - понимание поведения других развивает рефлексию и общий интеллект. Вопросы: а что? А как повел себя? Что почувствовал? - благополучие отношений с родителями – связано с благополучием в отношении сверстников (родители дают уверенность: «Я могу выстроить отношения») - отношения к себе через коммуникативные качества – могу общаться, могу знакомиться, могу спросить, сказать, - молодец, не могу – хуже всех.
Движение к образу «Я» 5-6 кл – поиск себя «Я есть», «Найди себя» 7 кл – «Кто Я?» «Я среди других», «Познай себя» 8 кл - «Утверждай себя» 9 кл – самопрезентация, самоопределение – «Я в будущем»
« То, что гусеница называет концом света, Жизнь называет БАБОЧКОЙ» Р. Бах «Иллюзии»
Тем, кто верил в меня, когда я сам переставал в себя верить. Тем, кто своей улыбкой прогонял грусть с моего лица. Тем, кто охотно взваливал мою ношу на свои плечи, даря мне взамен искреннюю радость, и считал этот обмен выгодной сделкой. Тем, чья любовь и смех дали мне крылья и голубое небо в придачу. Тем, кого я никогда не смогу отблагодарить сполна – ни в этой жизни, ни в следующей. Моим родителям