А.П.ПЕТРОВ Профессор, д.э.н. Ректор ФАУ ВИПКЛХ Семинар по опыту Канады Г.Пушкино
Развитие арендных отношений в Российской Федерации Слайд 1
Институциональное организация доступа к использованию лесов через аукционы Лесной план субъекта Российской Федерации Аукцион по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений Договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений Лесохозяйственный регламент Проект освоения лесов Экспертиза проекта освоения лесов Лесная декларация Слайд 2
Последствия доступа к использованию лесов через аукционы 1. Отсутствие конкуренции на рынке предложения ресурсов при проведении аукционов (90% договоров с одним участником), 2. Низкий (падающий) уровень арендной платы (48 руб. м 3 ),не стимулирующий инновационное развитие лесной промышленности, 3. Нелегальные лесозаготовки и нелегальный оборот древесины, коррупционные риски, 4. Отсутствие оценки эффективности проведения мероприятий по проекту освоения лесов. Слайд 3
Поручение Президента РФ по результатам заседания Президиума Госсовета Слайд 4 «…в) внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие: проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины предприятиями лесопереработки, установив критерии определения победителя конкурса в зависимости от наличия у его участников производства по глубокой переработке древесины и от уровня развития этого производства».
Доступ к долговременному использованию лесов через конкурсы и аукционы одновременно увеличивает коррупционные риски Слайд 5 Решение о выборе формы доступа принимает орган государственной власти субъекта РФ Конкурс Аукцион
Институциональная организация конкурсного отбора арендаторов Слайд 6 Лесохозяйственный регламент Договор аренды лесного участка Бизнес-план освоения лесов Лесной план субъекта РФ Конкурс Лесная декларация
Бизнес-план освоения лесов как инструмент конкурсного отбора лесопользователей Должен включать следующие разделы: Блок 1 – информация о лесном участке. Требования к ведению лесного хозяйства (предоставляет орган государственной власти) Блок 2 – сведения о заявителе (предоставляет участник конкурса). Блок 3 – план мероприятий по хозяйственному освоению лесного участка на период действия договора. Инвестиционная программа (предоставляет участник конкурса). Блок 4 – критерии эффективности реализации бизнес-плана (предоставляет участник конкурса). Слайд 7
Критерии конкурсного отбора эффективных лесопользователей 1. Потенциальный лесной доход на м 3 заготовленной древесины. 2. Приведенный чистый доход на га лесной площади как основа для определения цены лесной земли через ее капитализацию. Слайд 8
Потенциальный лесной доход - критерий оценки эффективности использования лесов Слайд 9 S = S n – S min, S max где: S n – рыночная цена 1 м 3 древесины на корню, установленная на базе рентного дохода; S min – плата за древесину на корню по утвержденным (минимальным) ставкам.
Потенциальный лесной доход измеряется рыночной ценой древесины на корню Где S n – рыночная цена древесины на корню, 1…i…n – направления использования древесины, заготовляемой на лесном участке, i – удельный вес i-го направления использования древесины, включая ее поставку в круглом виде, P i – цена единицы продукции, вырабатываемой в i-ом производстве или цена м 3 круглых лесоматериалов при их поставке за пределы предприятия, Q i – затраты на переработку древесины в i-ом производстве (без стоимости сырья), R i – нормативная прибыль при переработке древесины в i-ом производстве, m i – расход древесного сырья на единицу продукции в i-ом производстве, t i – расходы на транспортировку сырья до пункта его потребления, q – нормативные затраты на заготовку древесины, r – нормативная прибыль при заготовке древесины. Слайд 10
Приведенный чистый доход на га как критерий эффективности освоения лесов и ведения лесного хозяйства Где D – приведенный чистый доход B t – доходы от использования лесов в году t, С t – затраты на ведение лесного хозяйства в году t, t – год, в котором происходит соизмерение доходов и затрат, T - длительность времени получения доходов и осуществления затрат по отношению к базовому периоду (как правило, возраст главной рубки), r – норма прибыли на вложенный капитал. Слайд 11
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 1. Конкурсы должны заменить аукционы при долгосрочном использовании лесов. Одновременное присутствие двух форм доступа к использованию лесов создает крупномасштабные коррупционные риски. 2. Условия и критерии конкурсного отбора лесопользователей должны быть одинаковыми для всех участников без каких-либо преференций. 3. Критерии конкурсного отбора должны базироваться на привлечении достоверной доступной информации, подлежащей контролю. 4. Процедуры конкурсного отбора лесопользователей должны быть публичными. 5. Приоритетные инвестиционные проекты должны стать результатом конкурсного отбора лесопользователей. Слайд 12