Авиационный двигатель – является основой установки, служащей для создания тяги, с помощью которой ЛА перемещается в пространстве. Авиационная силовая установка (АСУ), кроме двигателя, включает в себя движитель, а также системы и устройства, (топливная, противообледенительная система, насосы и т д) обеспечивающие работу двигателя. Двигатель – устройство, преобразующее химическую энергию топлива в механическую работу на валу.
1.Развиваемая двигателем мощность или тяга должны обеспечивать получение высоких летно-технических характеристик; 2.Двигатель должен иметь возможно большую удельную тягу и возможно меньший вес; 3.Двигатель должен иметь хорошую экономичность, т. е. низкий удельный расход топлива; 4.Конструкция двигателя должна быть простой и технологичной с возможно меньшим применением дефицитных материалов; 5.Двигатель должен обладать эксплуатационными качествами: Иметь большой ресурс; Не требовать частых регламентных работ; Допускать разборку и сборку ;
1.Воздухозаборник; 2.Компрессор; 3.Камера сгорания; 4.Газовая турбина; 5.Реактивное сопло;
Воздухозаборник (входное устройство) - обеспечивает подвод воздуха с заданной производительностью к компрессору или к камере сгорания. дозвуковые трансзвуков ые сверхзвуков ые нерегулируе мые регулируем ые внешнего сжатия смешанного сжатия внутреннего сжатия
Компрессор - это лопаточная машина, в которых осуществляется механическое сжатие воздуха, поступающего в камеру сгорания.
Компрессоры бывают: осевые, центробежные и комбинированные. Осевые – сжатие воздуха происходит в направлении параллельном оси вращения; Центробежные - сжатие воздуха происходит в направлении перпендикулярно оси вращения; Комбинированные - совокупность принципа работы осевой центробежной ступени;
Камера сгорания - объём, образованный совокупностью деталей двигателя, в котором происходит сжигание горючей смеси или твёрдого топлива. Принцип работы камеры сгорания
Камеры сгорания бывают периодического действия и непрерывного действия. КС периодического действия КС непрерывного действия
1 – диффузор; 2 – кольцевые каналы; 3 – корпус КС; 4 – жаровая труба; 5 – отверстия зоны горения; 6 – отверстия зоны смешения; 7 – отверстия охлаждения; 8 – топливная форсунка; 9 – фронтовое устройство; 10 – свеча зажигания. Общая схема и распределение воздуха в камере сгорания
Воздух, сжатый в компрессоре путем совершения над ним механической работы, с большой скоростью (до 150 м/с) поступает в диффузор, где тормозится для снижения потерь полного давления при дальнейшем подводе к нему тепла. Далее воздух поступает в кольцевые каналы между корпусом и жаровой трубой, и, наконец, в жаровую трубу. В ней воздух распределяется по отверстиям условных зон – зоны горения и зоны смешения. Воздух также поступает в отверстия охлаждения стенок жаровой трубы. Через форсунки в жаровую трубу подается топливо, которое смешивается с воздухом, образуя топливовоздушную смесь (ТВС). С помощью воспламенителя производится первичное зажигание топливовоздушной смеси, горение которой в дальнейшем поддерживается при помощи фронтового устройства КС. Оно создает зону с малыми скоростями, где процесс горения поддерживается за счет непрерывного циркуляционного течения продуктов сгорания, поджигающих свежую ТВС. Продукты сгорания направляются в зону смешения, где разбавляются воздухом до оптимальной температуры, образуя на выходе из КС стабильное температурное поле.
Газовая турбина,(турбиной сгорания) – это ротационная машина, которая извлекает энергию из нагретой смеси воздуха. Газовая турбина расположена между компрессором и камерой сгорания. Энергия сжатого воздуха направляется в камеру сгорания, где топливо смешивается с воздухом и загорается. После отсека камеры сгорания, продукты сгорания поступают в компрессор и вращают его, что создает механическую работу на валу.
Реактивное сопло профилированный насадок (например, лопаточный канал соплового аппарата) для преобразования потенциальной энергии протекающего рабочего тела в кинетическую. В реактивном сопле происходит расширение газа, выходящего из турбины или форсажной камеры газотурбинного двигателя или из камеры сгорания (или другого устройства для подогрева рабочего тела) реактивного двигателя другого типа, сопровождаемое увеличением его скорости и кинетической энергии
Реактивное сопло состоит из переходника, кожуха и сопла, скрепленных между собой болтами и образующих плавный канал. Ось сопла относительно оси двигателя повернута вверх на 6°; поворот оси осуществлен за счет искривления оси переходника. Переходник сварной конструкции состоит из сотовой панели, профилированной обечайки, трех фланцев, двух колец и тройника. Сотовая панель сварной конструкции состоит из наружной гладкой и внутренней перфорированной оболочек, сотоблока и дренажного канала. Передним фланцем переходник крепится к наружному кожуху задней подвески; к заднему фланцу переходника крепится кожух. Кожух состоит из переднего и заднего фланцев и сотовой панели. К заднему фланцу кожуха крепится сопло. Сопло состоит из фланца, профилированной обечайки и профилированной окантовки на срезе для стыковки с мотогондолой ЛА. Работа реактивного сопла совершается следующим образом: после смешения потоков наружного и внутреннего контуров в смесительной камере газ поступает в реактивное сопло, где в результате расширения разгоняется. Таким образом тепловая и потенциальная энергия газа преобразуется в кинетическую энергию вытекающей из двигателя струи. Выходной импульс этой струи создает тягу двигателя.
Пути сокращения шума реактивных самолётов, могут заключаться, не только в звукоизоляции двигателя внешним обтекателем, а и в изменении формы реактивного сопла.
На рисунке показан, один из вариантов решения задачи, уменьшения звука реактивного двигателя, методом рассеивания потока газа, концевыми перьями сопла, различной формы, которые разделяют поток газа на множество отдельных струй и не позволяют образовываться интенсивной звуковой волне, при встрече выходящей реактивной струи с внешним воздухом. Примерна та же идея, используется в стрелковом оружии, но там делаются боковые отверстия, что в нашем случае не подходит. Конструктивных решений может быть очень много, их применение не ограничено только реактивными двигателями, оно применимо и для лопастей вертолётом и винтов самолётов, и для ветро-электростанций.