УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ Автор: Пономаренко Г.Г. ДУУ-школа 71 г.Мариуполя
косоглазие миопия гиперметропия Спазм аккомодации Типичные нарушения зрения у детей астигматизм
СПАЗМ АККОМОДАЦИИ спазм глазной мышцы глаз перестает четко различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали раздражи- тельность, утомляемость, снижение успеваемости, головные боли
ГИПЕРМЕТРОПИЯ (ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ) врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
АСТИГМАТИЗМ это особый вид оптического строения глаза врожденное или приобретенное нарушение, обусловленное неправильностью кривизны роговицы. выражается в понижении зрения вдаль и вблизи, снижении зрительной работоспобности
КОСОГЛАЗИЕ неправильное положение глаз, вызванное нарушением функции глазодвигательных мышц виды косоглазия: сходящееся, расходящееся, вертикальное косящий глаз выключается из процесса зрения, развивается амблиопия
АМБЛИОПИЯ (ЛЕНИВЫЙ ГЛАЗ) снижение зрения, из-за того, что один из глаз не задействован в процессе зрения амблиопия развивается при косоглазии, дальнозоркости, астигматизме, нистагме, катаракте, помутнении роговицы изменения происходят не в глазу, а в коре головного мозга
БЛИЗОРУКОСТЬ (МИОПИЯ) приобретенное заболевание, когда из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке различают предметы вблизи, но при этом вдаль видят очень плохо больных с близорукостью пользующихся очками, контактными линзами в мире около одного миллиарда человек
ГИГИЕНА И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ Правильно организованное рабочее место: - кресло и стол - соответственно роста - расстояние от глаз до стола см (расстояние согнутой в локте руки) Правильный режим дня. Спать не менее 8 часов в сутки. Много времени находиться на свежем воздухе Регулярное сбалансированное питание Соблюдение норм освещенности
ГИГИЕНА И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ Правила рассаживания: 1.Детей с более слабым зрением – в средний ряд на первую парту. 2.Детей со сходящимся косоглазием – в сторону заклеенного глаза 3. Детей с расходящимся косоглазием – в сторону, противоположную заклеенному глазу Пересаживать учащихся с ряда на ряд каждую четверть или каждое полугодие
ГИГИЕНА И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ Телевизор смотреть в освещенном помещении время просмотра: с 4 лет – 15 минут с 4 – 7 лет - 30 минут с 7 – 15 лет – 1 час Расстояние не менее 2 метров от экрана. Читать при достаточном свете, не допускать усталости глаз, не читать лежа, в движущемся транспорте Регулярные занятия физической культурой ( гимнастика, прогулки)
ГИГИЕНА И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ При работе на компьютере монитор располагать так, чтобы от него не было бликов, подальше от окон. Делать перерывы в работе. Беречь глаза от механических, термических, химических травм. Посещение врача-окулиста хотя бы один раз в год
Физминутка помогает сделать процесс усвоения знаний более легким и радостным. Каждый учитель должен помнить, что физминутка на уроке должна быть непродолжительная, не должна утомлять детей и просто должна быть!
Уважаемые педагоги! Не забывайте, что физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности!
Пальминг – это упражнение на расслабление глаз.
Free Powerpoint TemplatesPage 16 Схема зрительно-двигательных траекторий по
Зрительные метки
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Иллюстративный материал максимально реальный и четкий Для наглядных пособий использовать красный, оранжевый и желтый цвета Нельзя использовать картины с блестящей поверхностью. Картины вешать на уровне глаз
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ При фронтальной демонстрации картин детям можно выходить к доске для лучшего рассматривания Для раздаточного материала лучше использовать силуэтные рисунки
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Раздаточный материал при сходящемся косоглазии (направление взора вверх и вдаль), высокой близорукости, нистагме располагать на подставке, при расходящемся косоглазии (направление взора вниз и вблизи) наглядный материал лучше положить на стол.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
Рекомендации учителям, обучающим детей с нарушением зрения Знать степень нарушения зрения ребенка Представлять его индивидуальные возможности и потребности Использовать все сохраненные анализаторы
Рекомендации учителям, обучающим детей с нарушением зрения Умственные операции следует оценивать по их результативности, а не учитывать неточность движений и замедленность выполнения Поддерживать тесный контакт с практическим психологом, родителями ребенка
Благодарю за внимание