Паспорт и программа формирования компетенций
Основные определения Паспорт компетенции – обоснованная совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения основной образовательной программы ( ООП ) Программа формирования компетенции – обоснованная совокупность содержания образования, методов и условий, обеспечивающих формирование компетенции заданного уровня
Значение паспорта компетенций Для экспертов ООП - оценка качества вузовского образования ( определение соотношения установленных в вузе требований к результатам освоения ООП с требованиями. заданными в ФГОС ВПО ; учет требований работодателей ). Для преподавателя – получение систематизированной информации о значимости, структуре и уровнях формирования компетенции Для студента – ориентир для оценки уровня сформированности компетенции и для планирования ее развития
Структура паспорта компетенций Планируемые уровни сформированности компетенции БазовыйПродвинутыйВысокий Принятая структура компетенции знаетумеетвладеет Место и значимость данной компетенции Связь с другими компетенциямиОценка значимости работодателями Определение содержания компетенции Основные характеристики компетенции
Содержание компетенции Общекультурная компетенция « готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе ( ОК -7)» определяет способность выпускника ООП ВПО к сотрудничеству в процессе профессиональной деятельности, при установлении деловых связей, коллективном / групповом принятии решений, согласовании действий, целей и задач.
Структура компетенции Разрабатывается на основе ФГОС ВПО с учетом социальных и отраслевых норм, стандартов и потребностей и возможности обеспечения выпускникам вуза их последующей востребованности на рынке труда и готовности к обучению на протяжении всей жизни. Содержит составляющие по ФГОС : знать, уметь, владеть
« готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе ( ОК -7)» ЗнаетУмеетВладеет основы делового общения и профессиональной этики ; условия эффективного межличностного и командного взаимодействия, барьеры общения и способы их преодоления ориентироваться в различных ситуациях делового общения ; определять цели и задачи совместной деятельности ; работать в команде ; учитывать интересы и потребности людей при взаимодействии с ними ; налаживать конструктивные отношения с коллегами ; преодолевать барьеры общения ; проявлять понимание, принятие, эмпатию, симпатию, признательность, альтруизм приемами и средствами установления и поддержания контактов, коллегиального стиля общения, бесконфликтного конструктивного диалога, формирования сплоченной команды : навыками планирования, осуществления, координация действий при работе в группе или коллективе
Уровни сформированности компетенции Пороговый ( базовый ) - обязательный для всех студентов - выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО Продвинутый уровень - превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза Высокий уровень - максимально возможная выраженность компетенции, важен как качественный ориентир для самосовершенствования
Уровни сформированности компетенции « готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе ( ОК -7)» Уровни сформированности компетенции Основные признаки уровня БазовыйЗнание собственного стиля делового общения. Знание основ делового общения и социально- психологического взаимодействия Умения ориентироваться в различных ситуациях делового общения; определять цели и задачи совместной деятельности; ПродвинутыйЗнание основ профессиональной этики. Умение учитывать интересы / потребности людей при взаимодействии с ними, преодолевать барьеры общения. Навыки психоэмоциональной регуляции поведения в ситуациях делового общения ВысокийНавыки коллегиального стиля общения, бесконфликтного конструктивного диалога, формирования сплоченной команды Навыки планирования, осуществления, координации действий при работе в группе или коллективе
Этапы разработки паспорта компетенции 1. Создание рабочей ( экспертной ) группы по направлению подготовки. 2. Анализ ФГОС, ООП, результатов опроса работодателей с целью определения места компетенции в профессиональной подготовке выпускника, конкретизации структуры компетенций и уровней их формирования 3. Установление связей с другими компетенциями ООП 4. Разработка структуры компетенции 5. Выделение уровней сформированности и их наполнение. Паспорт и программа формирования компетенции разрабатываются на каждую компетенцию по направлению подготовки !
Программа формирования компетенции Ожидаемые результаты обучения Технологии обучения Методы оценки Отвечает на вопросы : Каковы этапы формирования компетенции в вузе? На материале каких модулей, дисциплин, внеаудиторных мероприятий она формируется? Что нужно делать преподавателям и студенту для обеспечения формирования компетенции заданного уровня? Какие методы оценки рекомендуется использовать преподавателю?
Структура программы формирования компетенции п/п Компоненты компетенции Названия учебных дисциплин, курсов, модулей, практик, планируемых для включения в учебный план ООП ВПО Технологии формирования компетенции Формы организации контроля 1. Знание основ делового общения; базовые коммуникативные умения; навыки бесконфликтного делового общения, культуры ведения диалога Б.1.5. – Педагогическая риторика Тренинги по активному слушанию Дискуссии Тесты 2. Знание основ педагогической этики Б Этика Групповая самостоятельная работа Ролевые игры Дискуссии Тесты, кейсы
Центр развития педагогического образования Адрес : Кремлевская, 44, корп. П, каб.210 т