Пахнова Т. М. Русский язык. 10 – 11 классы Новый учебник для старшеклассников
Пахнова Пахнова Татьяна Михайловна - Татьяна Михайловна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, член редколлегии журнала «Русский язык в школе», автор учебников и учебных пособий.
Учебники для 10, 11 классов рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту
КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Русский язык - неотъемлемая часть единой образовательной области «Филология» Текст – основа филологического образования Диалог с текстом. Метод медленного чтения с «Самонаучение» Речевая среда с с с с Языковая личность Взаимосвязанное изучение языка и речи О новом учебнике Т. М. Пахновой «Русский язык. 10, 11 классы»
Организация учебного материала
В результате этой работы реализуются внутренние связи между предметами «Русский язык» и «Литература»; закрепляются и углубляются знания по русскому языку; изучается «язык в действии», формируется способность объясняться, создавать тексты, извлекать главное, строить умозаключения и т.д. О новом учебнике Т. М. Пахновой «Русский язык. 10, 11 классы»
Работа не только с прозаическими, но и с поэтическими текстами поэтические тексты тематически соотносятся с текстами прозаическими; накапливаются фоновые знания, которые необходимы для написания сочинения-рассуждения; внимание к изобразительно-выразительным средствам языка (прием заучивания образцов)
Многие тексты вступают во взаимодействие друг с другом на основе тематической общности: Книга. Культура чтения Эстетика. искусство Пушкин в нашей жизни Человек и природа Дорога. Дом Моё отношение к родине и др. Глубоко осмысливаются понятия «эстетическая функция языка», «русский речевой идеал», «эстетическая ценность слова». Включен материал для проведения параллелей с другими видами искусства. О новом учебнике Т. М. Пахновой «Русский язык. 10, 11 классы»
О художнике Левитане Подготовка к сочинению по картине Левитана
О музыке Шостаковича Записная книжка: задумайся, осмысли, выучи наизусть
Графический облик текста не искажен Деятельностный характер заданий Обучающий характер заданий Письмо по памяти
Типы заданий: письмо по памяти выученного наизусть текста; зрительные диктанты; работа над ошибками в письменных работах; орфографический и пунктуационный анализ текстов; подтверждение орфографических и пунктуационных правил примерами из текстов, объяснение орфограмм и пунктограмм; составление схем предложений; отбор из текстов слов и словосочетаний для словарных диктантов; формулирование своих заданий по орфографии и пунктуации на основе текста; анализ пунктуационного оформления текста в процессе подготовки к выразительному чтению и др.
Специальная рубрика «Учусь самооценке» Система заданий «Материалы для самопроверки»
Созданы условия для успешной подготовки к экзамену: в процессе комплексной работы с текстом регулярно выполняются задания, подобные заданиям ЕГЭ; на пространстве текста взаимодействуют языковые единицы всех уровней: КРС помогает увидеть системность языка, осмыслить строгие законы его функционирования (часть В); многие тексты, предложенные для анализа, представляют собой образцы «текста о тексте», сочинения-рассуждения; тематическая общность текстов помогает накопить фоновые знания, необходимые для аргументации в тексте (часть С).