Идея поддержки: педагогический взгляд и современные подходы Козловская Валентина Нестеровна, методист по экспериментальной и инновационной деятельности Цели: обосновать педагогическое наполнение понятий педподдержки; связать педагогическую поддержку с другими видами педдеятельности; обозначить педагогическую поддержку как проявление инновационных процессов во Дворце «Маленький принц»
Развивающая и развивающаяся система дополнительного образования Дворца направлена на: Сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка; Организацию творческой созидательной жизнедеятельности детей; Создание и развитие пространства детского благополучия.
Олег Семенович Газман ( ), известный ученый, педагог, член корреспондент РАО. Окончил Новосибирский государственный институт. Работал директором школы, руководил детским лагерем «Орленок». О.С.Газман выдвинул ряд актуальных идей и концепций в области образования: педагогика свободы и педагогика поддержки.
Схема 1 ОБЩЕСТВО ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕК СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком исторически выработанных социальных норм, ценностей, отношений, способов общения с духовной и материальной культурой. Или усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социальных норм.
Индивидуализация – это совместная деятельность педагога и ребенка по развитию того особенного, единичного, неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретение им жизненного опыта.
Образование, т.е. обучение и воспитание есть средство встраивания растущего человека в общее для всех жизненное пространство. Схема 2 Воспитание Обучение Социализация Индивидуализация
Педагогическая поддержка – процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности. О.С.Газман назвал предметом педагогической поддержки поле проблем ребенка, как «актуальное состояние» его целостности.
Схема 3 В специально организуемых педагогических (воспитательных) ситуациях В процессе жизнедеятельности Жизненные ситуации вне образовательного ОУ Педаго- гически неоргани- зуемые ситуации Образова- тельный процесс (обучение и воспи- тание Организу- емые для развития личности ситуации (восп. работа) Уклад, культура, воспитательная система ОУ «Уклад» - установившийся порядок, сложившееся устройство (С.И.Ожегов). Уклад-клад-драгоценность, то, что дорого, ценно, кладезь – мудрость, Богатство. Уклад можно рассматривать как скрытое содержание образования, что является не менее важной частью образова- тельного опыта. Развитие личности
Педагогика поддержки – это реальная, понимающая педагогика. Педагогика поддержки – это педагогика глубинного общения, где встречаются не воспитатель и воспитанник, а два разных человека (взрослый и ребенок), которым есть что сказать друг другу.
Педагогическая поддержка Тактика «содействия» Тактика «защиты» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Тактика поддержки – ответ на варианты отношения ребенка к проблеме Если страх блокирует действия ребенка, то педагог выбирает в качестве тактики – защиту; Если ребенок не верит в себя, то педагог реализует тактику помощи; Если ребенок переоценивает себя, то педагог через тактику содействия инициирует его самоанализ; Если ребенок адекватен в понимании проблемы и себя, но у него не хватает собственных сил для решения проблемы, то педагог реализует тактику взаимодействия.
Инновационное значение педагогической поддержки в том, что это система свободного и гуманного образования, ориентированная на развитие и саморазвитие индивидуальности САМОРАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМООПРЕДЕЛЕНИЕСАМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ педагогической поддержки Здоровье Учение Общение Творчество Досуг
О.С.Газман придавал решающее значение индивидуа- лизации, как образовательному пространству, в котором реализуется поддержка. В основе его – сравнительно новый для педагогики метод – педагоги- ческое консультирование. Задачи решения этой инновационной проблемы: концептуальное и методическое переосмысление педагогической деятельности; обеспечение системы специальных организационных мер; создание системы соответствующей психолого- педагогической подготовки