Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад « Солнышко » г. Вуктыл Педагогический проект « Мамина колыбельная » I младшая группа Составил: воспитатель II категории Внукова Ольга Викторовна 2013г.
« Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен » Расул Гамзатов «Кто не слыхал русской песни ещё над своей колыбелью, и кого её звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенётся при её звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…» ( П. В. Кириевский, собиратель русского фольклора
Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. С древнейших времен матери убаюкивали детей песнями. Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности. Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью: традициями, обычаями, бытом собственного народа, способствуют развитию речи детей, формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, воздействуют на воспитание эстетических чувств ребенка. Колыбельные заключают в себе могучую воспитательную силу. К сожалению, многие современные мамы не понимают воспитательной ценности малых фольклорных форм в развитии детей, не поют своим детям колыбельные, ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей и дефицит времени. Поэтому основная задача данного проекта – приобщить родителей и детей к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.
Паспорт проекта Тип проекта: игровой, информационный Участники проекта: Воспитанники и родители воспитанников I младшей группы, воспитатели По продолжительности: Краткосрочный (март 2013)
Цель: приобщение детей и родителей воспитанников к малым фольклорным формам, к колыбельным песням. Задачи: 1.Донести родителям воспитанников важность колыбельных песен в воспитании детей; 2. Содействовать созданию эмоционально положительного климата в группе, возникновению и поддержанию у детей чувства комфорта и защищенности; 3. Продолжить формирование нравственных качеств воспитанников (доброта, человеколюбие); 4. Способствовать проявлению у детей интереса к музыке, желанию слушать народные песни; 5.Создать условия для повышения уровня коммуникативного развития воспитанников: обогащения словарного запаса, освоению грамматического строя речи; 6. Способствовать развитию интереса к играм-действиям под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм); 7. Создать условия для укрепления эмоциональной связи между родителями и детьми.
Прогнозируемый результат Проявление активности воспитанников при подпевании и пении, выполнении простейших танцевальных движений; Проявление эмоциональной отзывчивости воспитанниками при прослушивании колыбельных песен; Поддержание эмоционально положительного климата в группе; Укрепление взаимоотношений между родителями и детьми; Появление игровых действий с куклами, подражающими действиям взрослых при пении колыбельных песен; Более широкое использование колыбельных песен родителями в воспитании детей;
Этапы работы над проектом подготовительный ( проектирование ) технологический ( реализация ) заключительный ( итоговый )
Образовательная деятельность в режиме дня Образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность
Первый этап - подготовительный Задачи: 1.Довести до участников проекта важность данной проблемы, создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности; 2.Составить план мероприятий; 3.Подобрать художественную литературу, иллюстрированный и игровой материал для детей.
Второй этап - технологический Цель : прививать детям желание слушать и исполнять колыбельные песни ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Музыка» Восприятие и исполнение: песенок, потешек, стихотворений, сказок: « Люли, люлюшки, люли », « Серенький волчок », « А баиньки – баиньки », « Вот и люди спят », « Ночь пришла », « Баю – бай, баю – бай », « Люли, люли! Налетели гули », « Приди, котенька – коток », « Ходит Сон по сенюшкам », « Спи, младенец мой прекрасный », « Бродит Дрёма » З. Александрова « Катя в яслях », С. Капутикян « Все спят », Я. Аким « Луна », П. Воронько « Спать пора », В. Лебедев – Кумач « Сон приходит на порог », Ф. Тютчев « День вечереет, ночь близка », « Сказка о глупом мышонке » С. Маршак
ОО «Социализация», ОО «Чтение художественной литературы» Показ кукольного театра: « Баю, баю, гуси! », « Ходит по ночам коза », « Баю – баю, надо спать », « Котя – котюшка, коток », « Пошёл котик во лесок » ОО «Социализация», ОО «Коммуникация» Создание игровых ситуаций: « Кукла Катя хочет спать », « Игрушки устали », «Весёлые зверюшки », « Нам пора отдыхать » ОО «Музыка» (слушание и исполнение) « Пушистая песенка », « Спят усталые игрушки », « Колыбельная медведицы », « Спи, моя радость, усни »
Третий этап - заключительный Совместная образовательная деятельность: исполнение детьми совместно с воспитателем народных колыбельных песенок (под фонограмму). Интеграция ОО «Музыка», «Социализация»
Взаимодействие с родителями Папка – передвижка «Значение колыбельных песен» Буклеты для мам «Колыбельные песенки» Анкетирование родителей «Мамина колыбельная»
Консультация-практикум для родителей «Значение колыбельных песен в жизни ребенка» Продукт проекта – Создание семейных «копилочек» колыбельных песен
Результативность проекта Наблюдения показали, что дети стали проявлять доброжелательность и эмоциональную отзывчивость по отношению к сверстникам; Дети проявляют интерес к народной музыке, эмоционально откликаются при прослушивании музыкальных произведений, повысилась активность детей при подпевании и пении; Наблюдаются изменения в игровой деятельности детей (укладывают кукол спать, поют им колыбельные песни, качают на руках); Опрос родителей показал, что колыбельные песни стали чаще использоваться ими в воспитании детей, также некоторые родители отметили улучшение взаимоотношений с детьми; Отмечено повышение речевой активности детей, обогащение словарного запаса; В группе создан благоприятный микроклимат.