Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность Работники образовательной организации: Педагогические работники Руководящие работники (директор) Иные работники (инженерно-технические, административно-хозяйственные, учебно- вспомогательные, медицинские и иные работники, осуществляющие вспомогательные функции, заместители руководителей образовательных организаций, руководители структурных подразделений и их заместители)
Статья 46. Право на занятие педагогической деятельностью Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 августа 2013 г. N 678 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ
НОМЕНКЛАТУРА ДОЛЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ I Воспитатель Инструктор-методист Инструктор по труду Инструктор по физической культуре Концертмейстер Логопед Мастер производственного обучения Методист Музыкальный руководитель Педагог дополнительного образования Педагог-библиотекарь Педагог-организатор Педагог-психолог Преподаватель Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности Руководитель физического воспитания Социальный педагог Старший вожатый Старший воспитатель Старший инструктор-методист Старший методист Старший педагог дополнительного образования Старший тренер-преподаватель Тренер-преподаватель Тьютор Учитель Учитель-дефектолог Учитель-логопед
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантия их реализации Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В РФ признаётся особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: 1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; 2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; 4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни; 5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 7) систематически повышать свой профессиональный уровень; 8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; 9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; 10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; 11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
Статья 49. Аттестация педагогических работников 1. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско- преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории. 2. Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями.
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности преподавателя психологии системы среднего профессионального образования Критерий I. Владение современными образовательными технологиями и методиками Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик Использование ИКТ в образовательном процессе Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Критерий II. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик Позитивная динамика учебных достижений обучающихся Достижения обучающихся по данным внешних аттестаций различного типа (промежуточная аттестация, итоговая аттестация, сертификация про фессиональной квалификации) Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах исследовательских работ, научно-практических конференциях (данные из реестра олимпиад разного уровня). Достижения учащихся в научно-технических чтениях Организация педагогом внеурочной социально- значимой деятельности в рамках преподаваемого предмета
Критерий III. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ Доля обучающихся, участвовавших в промежуточной аттестации по специальности и подтвердивших требуемый уровень квалификации Доля обучающихся, имеющих результаты ГИА выше среднего по региону (от общего числа выпускников по профессиям у данного преподавателя, мастера производственного обучения) Доля выпускников по профессии, подтвердивших годовые отметки по результатам ГИА по предмету данного педагога. Достижения учащихся в научно-технических чтениях
Критерий IV. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания Повышение качества профессиональной деятельности: систематическое повышение квалификации и самообразование (за 3-5 лет, предшествующих аттестации) Участие в исследовательской деятельности Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: проведение открытых уроков, мастер – классов; выступления на семинарах, круглых столах; публикации Профессиональная экспертная деятельность: участие в работе экспертных комиссий, групп; жюри олимпиад, конкурсов; творческих лабораторий; руководство методическими объединениями
Преподаватель, набравший от 32 до 41 балла (более 60%) может претендовать на первую квалификационную категорию. Преподаватель, набравший 42 и более баллов (более 80%) может претендовать на высшую квалификационную категорию.