Рекомендуемые активные формы и методы обучения в процессе подготовки персонала
Для реализации программ повышения квалификации персонала г. Сочи, с учётом специфики категории слушателей и их профессиональной направленности в процессе обучения необходимо использовать современные средства и активные методы обучения, дающие возможность повысить качество образования, более эффективно использовать учебное время.
КЕЙС-СТАДИ Кейс-стади – метод, активно используемый в системе бизнес- образования, представляющий собой разбор практических ситуаций, изучение ситуаций из опыта практической деятельности слушателей или ситуаций, возможных в их профессиональной деятельности. Рассмотрение практических ситуаций (кейсов) предполагает анализ и групповое обсуждение (например, в форме дискуссии) реальных или гипотетических ситуаций, представленных в виде описания, видеофильма и т.д., в процессе которого обучающиеся играют активную роль, а преподаватель направляет и контролирует их работу. Кейс-стади помогает слушателям развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволяют им находить правильное решение в смоделированной ситуации, приближенной к возможной реальной ситуации в их профессиональной деятельности.
Основное назначение этого метода – закрепление и углубление знаний, выработка алгоритмов анализа типичных ситуаций, позволяющих быстро узнавать аналогичные ситуации в своей практической работе и принимать по ним наиболее действенные решения, а также активизация обмена опытом между слушателями. Кейс-стади можно использовать для проверки понимания уже пройденного материала, оценки его усвоения, определения умения применять полученные знания на практике. Использование этого метода позволит приблизить процесс обучения к профессиональной деятельности слушателей и получить реальную практическую отдачу от реализуемых учебных программ. Преимущества метода: возможность для каждого участника сопоставить свое мнение с мнением других; актуальность решаемых проблем и их тесная взаимосвязь с профессиональным опытом слушателей; высокая мотивация и высокая степень активности обучаемых. Недостатки метода: плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени; можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом; высокие требования к уровню квалификации преподавателя (личностные характеристики лидера, достаточные знания и подготовка для роли руководителя группы и т.д.), который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата. При обучении иностранным языкам (case-study) применяется и в формах диалога. Когда мы переводим диалог, то учитываем ситуативные особенности – анализ проблемной ситуации
Тренинг Тренинг – форма обучения, при которой теоретические блоки материала минимизированы и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе моделирования специально заданных ситуаций персонал получает возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах традиционно используются разнообразные методики и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных практических ситуаций и групповые дискуссии. Тренинги обеспечивают более интенсивное и интерактивное обучение, ориентированы на получение практических навыков, необходимых при выполнении должностных обязанностей персонала, и обмен опытом между слушателями, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью.
В начале проведения тренингов на развитие профессиональных коммуникативных умений персонала целесообразно использовать метод фасилитации, используемый для структурированного и интенсивного сбора мнений обучаемых по определенному вопросу. Этот метод позволяет активизировать внимание всех слушателей, обратиться к их опыту; актуализировать их отношение к обсуждаемой проблеме, повысить активность группы; систематизировать мнения по конкретному вопросу и эффективно организовать обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации без потери времени. Преимущество тренингов заключается в том, что они повышают мотивацию персонала. Во время тренинга происходит не только передача знаний, но и активизация эмоционального фона слушателей, актуализируется потребность применить новые знания на практике, и побудительные мотивы деятельности существенно возрастают. Причины, препятствующие закреплению навыков, приобретаемых в процессе тренингов: дефицит самодисциплины для отработки и закрепления навыков и умений, приобретенных по результатам тренинга; желание обучаемых делать сразу все быстро и правильно; психологический дискомфорт от того, что не все получается.
Деловая игра – форма обучения, наиболее приближенная к реальной профессиональной деятельности слушателей, поскольку предполагает моделирование тех или иных ее аспектов, а также освоение учебного материала на основе смоделированных ситуаций. Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход игры. Использование деловых игр позволяет сократить операционный цикл и продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их действия и принимаемые ими решения. В условиях деловых игр создаются благоприятные возможности включения участников творчески эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. Игра, как метод познания действительности, позволяет повысить мотивацию овладения языком. Кроме того, данная технология реализует эмоциональную и эмпатическую функции изучения языка, и создает обстановку психологического комфорта. Профессиональная ориентация в обучении может осуществляться с помощью сценарно-контекстной технологии, которая позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность. Она основана на воспроизведении в учебном процессе аутентичных ситуаций профессионального общения (интервью, дискуссии, дебаты и т.п.).
Игровые – деловые игры, основанные на сценариях, в которых: (при обучении иностранным языкам) активизируются элементарные, но важные для повседневного общения грамматические формулы (диалог «Какой сегодня день недели»). Изучается лексика посредством реконструирования диалогов, имитирующих ситуации профессионального общения; Формулы общения с клиентом – дополнить диалоги сценарии возможными фразами; ответить на вопросы недовольного клиента (даны фразы клиента, возможные фразы – реакции предлагают сами обучающиеся); Перевод диалога с учетом лексико-грамматических и этикетных особенностей английского языка и разыгрывание диалога; Разыгрывание разговора на общие темы (small talk): формирование неотъемлемой части языковой компетенции.
Учитывая специфику профессиональной деятельности персонала во время проведения Игр 2014 года в г. Сочи и особенности реализации программ повышения квалификации в сжатые сроки, активные формы и методы обучения (тренинги, деловые и ролевые игры, кейс-стади и др.), используемые в процессе очного обучения, обеспечивают активное участие слушателей в процессе получения необходимых им результатов обучения, максимальную приближенность результатов обучения к сфере профессиональной деятельности персонала, их направленность на практическое внедрение, развитие и совершенствование профессиональных навыков и умений персонала после окончания обучения.