Муниципальное образовательное учреждение Ермаковская средняя общеобразовательная школа Рыбинского района Ярославской области Презентация Сухаревой Татьяны Львовны, учителя русского языка и литературы высшей категории Формы и методы работы с одарёнными детьми (модель урока)
Проблема обучения одарённых детей для отечественной теории обучения и образовательной практики – дело не столько новое, сколько хорошо забытое старое… Проблема обучения одарённых детей для отечественной теории обучения и образовательной практики – дело не столько новое, сколько хорошо забытое старое… В настоящее время идёт поиск новых форм организации обучения, но как известно, картины будущего пишутся на холстах прошлого, и с этой точки зрения, знание достоинств, недостатков и истинных причин появления действовавших прежде и действующих сейчас теоретических моделей совершенно необходимо. В настоящее время идёт поиск новых форм организации обучения, но как известно, картины будущего пишутся на холстах прошлого, и с этой точки зрения, знание достоинств, недостатков и истинных причин появления действовавших прежде и действующих сейчас теоретических моделей совершенно необходимо. А. И. Савенков А. И. Савенков
УМК для одарённых школьников
Структура программы курса «обучение мышлению»
Базовый уровень «мотивация + интеллект + креативность = «мотивация + интеллект + креативность = одарённость одарённость Программа развития умственных Программа развития умственных способностей способностей Конвергентное мышление – логическое, последовательное, однонаправленное мышление. Дивергентное (альтернативное) – отступающее от логики мышление. Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путём комбинирования элементов прошлого опыта. Восприятие – отражение предметов и явлений в совокупности свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Память – умение оперативно, в определённый момент извлечь из памяти нужную информацию. Внимание – психическое явление, характеризующее сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Развитие языка – формирование познавательной сферы, направлено на становление таких умений, как: добывать информацию. Проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, оценки, давать определения понятиям.
Модель экспресс-исследования по теме «Античные образы в поэзии Серебряного века» (8 класс) Форма организации предполагает массовое участие детей и одарённых, и тех, кто не может быть отнесён к этой категории. Суть её сводится к тому, что учащиеся оперативно проводят кратковременные (2 урока) исследования по теоретической теме (изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках). Этапы исследования: 1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); 2. Предложения возможных вариантов решения; 3. Сбор материала; 4. Обобщение; 5. Подготовка проекта (доклад, макет и др.); 6. Защита проекта (симпозиум, конференция).
Правила выбора темы Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. Должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования. Должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Должна быть доступной. (проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей) Должна быть доступной. (проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей) Сочетание желаний и возможностей. Сочетание желаний и возможностей.
Цель и задачи урока Цель и задачи урока В VIII классе совершается новый шаг – изучается биография писателя, следовательно, возникает представление о некоторых этапах его жизненного и творческого пути. В VIII классе совершается новый шаг – изучается биография писателя, следовательно, возникает представление о некоторых этапах его жизненного и творческого пути. Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством О. Мандельштама. Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством О. Мандельштама. В программе под ред. Т.Ф.Курдюмовой и В.Я.Коровиной сквозными доминантными проблемами являются «Герой и время» (социально- нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект). В программе под ред. Т.Ф.Курдюмовой и В.Я.Коровиной сквозными доминантными проблемами являются «Герой и время» (социально- нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект). Для литературного развития школьников в этот период становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Для литературного развития школьников в этот период становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Решаются следующие задачи: Решаются следующие задачи: - показать на литературном материале смену эпох общественного развития; - показать на литературном материале смену эпох общественного развития; - познакомить с характерными для каждой эпохи типами литературных героев; - познакомить с характерными для каждой эпохи типами литературных героев; - выявить посредством анализа социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе ХХ века; - выявить посредством анализа социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе ХХ века; - усилить внимание к позиции писателя. - усилить внимание к позиции писателя.
«Учебная лаборатория» как форма работы Занятия должны быть одновременно Занятия должны быть одновременно серьёзными и приятными, серьёзными и приятными, индивидуальными и коллективными… индивидуальными и коллективными… С. Френе С. Френе Акцент – на индивидуальной исследовательской деятельности. Опора на опыт и интересы ученика. Акцент – на индивидуальной исследовательской деятельности. Опора на опыт и интересы ученика. Учащиеся сами определяют интенсивность работы, объём, тематику исследования, средства обучения. Учащиеся сами определяют интенсивность работы, объём, тематику исследования, средства обучения. Педагог – консультант, поощряет и деликатно направляет исследовательскую инициативу учащегося. Стремится развивать независимость, изобретательность и творческую инициативу. Педагог – консультант, поощряет и деликатно направляет исследовательскую инициативу учащегося. Стремится развивать независимость, изобретательность и творческую инициативу.
Мини-центры Поиск информации в компьютере Работа с источниками и критической литературой Обсуждение содержания
Индивидуальная форма организации обучения Индивидуальная форма организации обучения Учитель, работающий в данном направлении, должен: Учитель, работающий в данном направлении, должен: определять уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности); определять уровень развития ребенка (в том числе его качества и способности); очерчивать долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению; очерчивать долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению; определять время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы; определять время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы; определять способы оценки успехов ребенка. определять способы оценки успехов ребенка.
Особенности коллективной формы организации учебной работы (по B. K. Дьяченко): Особенности коллективной формы организации учебной работы (по B. K. Дьяченко): B каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников четыре человека. B каждый момент общения (работы) половина учащихся говорит, половина слушает. Минимальное количество участников четыре человека. Каждый участник занятий попеременно является то учеником, то учителем. Каждый участник занятий попеременно является то учеником, то учителем. Ближайшая цель каждого участника занятий (ученика) учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Ближайшая цель каждого участника занятий (ученика) учить других всему тому, что знаешь или изучаешь сам. Деятельность каждого ученика является общественно полезной, так как он не только учится, но и постоянно. систематически обучает других. Деятельность каждого ученика является общественно полезной, так как он не только учится, но и постоянно. систематически обучает других. Основной принцип работы все по очереди учат каждого и каждый всех. Коллектив обучает каждого своего члена под руководством педагога-специалиста. Основной принцип работы все по очереди учат каждого и каждый всех. Коллектив обучает каждого своего члена под руководством педагога-специалиста. Каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей по учебной работе. Каждую изучаемую тему участник занятий может излагать другим участникам, работая c каждым по очереди до полного прочного и всестороннего овладения ею. Каждую изучаемую тему участник занятий может излагать другим участникам, работая c каждым по очереди до полного прочного и всестороннего овладения ею. Важнейшая задача педагога-руководителя формировать мастерство, искусство преподавания y каждого ученика; добиваться мастерства изложения каждой изучаемой темы применения знаний на практике это общая цель и задача всех на каждом учебном занятии. Без успешного ее решения коллективные учебные занятия, то есть обучение и воспитание коллективом каждого своего члена, не могут превратиться в высокоэффективную форму учебной работы. Важнейшая задача педагога-руководителя формировать мастерство, искусство преподавания y каждого ученика; добиваться мастерства изложения каждой изучаемой темы применения знаний на практике это общая цель и задача всех на каждом учебном занятии. Без успешного ее решения коллективные учебные занятия, то есть обучение и воспитание коллективом каждого своего члена, не могут превратиться в высокоэффективную форму учебной работы. Важная особенность обучения полное совпадение, единство коллективных и личных индивидуальных интересов: чем больше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам. Важная особенность обучения полное совпадение, единство коллективных и личных индивидуальных интересов: чем больше я обучаю других, тем больше и лучше я знаю сам.
Выводы: Выводы: В стихотворениях почти не встречается изложение какого-либо мифа полностью. Каждого поэта в цепочке мифологических событий интересует какое-то одно звено – оно-то и становится предметом лирического повествования. В стихотворениях почти не встречается изложение какого-либо мифа полностью. Каждого поэта в цепочке мифологических событий интересует какое-то одно звено – оно-то и становится предметом лирического повествования. Некоторые мифологические герои в поэзии Серебряного века преобразованы до неузнаваемости (остаётся лишь имя), то же происходит и с мифологическими сюжетами. Некоторые мифологические герои в поэзии Серебряного века преобразованы до неузнаваемости (остаётся лишь имя), то же происходит и с мифологическими сюжетами. Поэты Серебряного века никогда не ставили себе целью воссоздать образы мифологических героев – они им были нужны в качестве своеобразного катализатора лирической эмоции, позволяющего на знакомом материале (чтобы внимание читателя не отвлекалось на постороннее) поставить важные для себя проблемы. Поэты Серебряного века никогда не ставили себе целью воссоздать образы мифологических героев – они им были нужны в качестве своеобразного катализатора лирической эмоции, позволяющего на знакомом материале (чтобы внимание читателя не отвлекалось на постороннее) поставить важные для себя проблемы.
Сфера когнитивного (познавательного) развития Усложнение содержания учебной деятельности за счёт углубления и большей абстрактности предлагаемого материала. Усложнение содержания учебной деятельности за счёт углубления и большей абстрактности предлагаемого материала. Опережение по количественным параметрам. Опережение по количественным параметрам. Паритет заданий дивергентного и конвергентного типов. Паритет заданий дивергентного и конвергентного типов. Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью.Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме. Осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме. Сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования. Сочетание уровня развития продуктивного мышления с навыками его практического использования. Максимальное расширение круга интересов. Максимальное расширение круга интересов.
Одарённый ребёнок Максимально глубокая проработка изучаемой темы. Максимально глубокая проработка изучаемой темы. Высокая самостоятельность учебной деятельности. Высокая самостоятельность учебной деятельности. Формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей. Формирование способности к критичности и лояльности в оценке идей. Ориентация на соревновательность. Ориентация на соревновательность. Актуализация лидерских возможностей. Актуализация лидерских возможностей.