Володина Елена Николаевна Зав.кафедрой филологии ТОГИРРО. Кандидат филологических наук, доцент. Почетный работник общего образования Российской Федерации. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года ». Учитель высшей категории гимназии 16 г.Тюмени
ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 5-11 классы
КАК ГРАМОТНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ? КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЭКСПЕРТИРОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС?
2 главных вопроса при анализе УМК по литературе КАК РЕАЛИЗУЮТСЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ? КАК ОТРАЖЕНО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ?
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: - формирование духовно развитой личности; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ; - последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; - последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; - овладение алгоритмами постижения смыслов художественного текста и создание собственного текста; - овладение общеучебными умениями и УУД; - использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности. Пояснительная записка к Примерной программе по литературе, Госстандарт второго поколения
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: - Личностные - Метапредметные - Предметные Пояснительная записка к Примерной программе по литературе, Госстандарт второго поколения
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам». Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : «усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования
Сквозная цель освоения содержания основного общего образования гуманитарного цикла – воспитание грамотного, компетентного читателя с помощью универсальных учебных действий Виды деятельности: Познавательная Коммуникативная Регулятивная Рефлексивная
Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование следующих УУД: смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование следующих УУД: развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; развитие умения устанавливать логическую причинно- следственную последовательность событий и действий героев произведения; развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование следующих УУД: формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; формирование действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
Ведущая функция литературы как учебного предмета формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностных отношений. « Не какие-то усвоенные оценки составляют опыт, а собственное оценивание, готовность к нему и потребность в нем, то есть ситуации, в которых процесс и результат не могут существовать в отрыве друг от друга». Каким быть учебнику. Дидактические принципы построения / под ред. И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева. – М., Ч.1. С.90.
УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДОЛЖЕН РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ: УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДОЛЖЕН РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ: 1. принцип преемственности с начальной школой : Начальная школа: цель уроков литературного чтения – привитие любви к чтению, потребности в общении с книгой, постижение нравственных общечеловеческих ценностей; главный вид деятельности – чтение разных видов; учебная книга – хрестоматия Основная школа: цели уроков литературы – расширение читательского и духовного опыта, формирование целостного представления о художественном произведении как эстетическом целом, развитие эстетического вкуса; главные виды деятельности – чтение, осмысление, анализ и интерпретация художественных произведений; учебная книга – учебник- хрестоматия (5-8 кл.), учебник- практикум (9-11 кл.)
Модель учебника – справочника по литературе (идеи Б.М. Эйхенбаума, М.О. Гершензога) Творческий путь писателя / поэта Творческая история художественных произведений Характеристика литературных направлений, школ, методов и т.д. Библиографические рекомендации Культурологические сведения Экскурсы в «смежные» искусства
Распространенная модель традиционного учебника по литературе Учебник как «излагающая» книга с «монологичным» повествованием автора Обязательное приложение – практикум Хрестоматия с текстами (фрагментами) художественных произведений В чем достоинства и недостатки такой модели?
УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДОЛЖЕН РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ: 2. целевые ориентиры и ценностные установки деятельности школы, 3. образовательные потребности и способности учеников; 4. профессиональные возможности и потребности учителя; 5. концептуальные подходы к содержанию и форме его подачи: - текстоцентрический подход: целостность текстов, грамотный выбор текстов (социально-нравственной проблематики, воспитательной направленности, патриотической тематики, региональной литературы, с учетом возрастных особенностей и т.д.); - полилогичность (разные восприятия, критические оценки, воспоминания, культурологические комментарии, учебные тексты); - деятельностный подход, наличие продуктивных, а не репродуктивных заданий (проектных, творческих и т.д.) - проблемный подход, наличие проблемных вопросов и заданий; - дифференцированный подход; 6. ориентацию на развитие личности, познавательного интереса, самостоятельности и творческих способностей ученика.
Учебник должен технологично организовывать учебную деятельность через рубрики и разделы, ориентирующие на «вчувствование», вчитывание в текст: «Поразмышляем над прочитанным» «Давайте поспорим» «В творческой мастерской» «Решаем читательские задачи» «Над поэтической строкой…» «Попробуй сочинить» «Содружество искусств» (пространство и время в лирике, живописи, музыке) «Внеклассная работа»
Учебник должен технологично организовывать самостоятельную деятельность учащихся через интересные, нестандартные, творческие темы сочинений нравственно-этической направленности Например, после изучения «Мальчиков» Ф.М. Достоевского (монтаж по роману «Братья Карамазовых»): «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» (размышления об одном поступке); «Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства»; «Вовремя пожалеть хорошо бывает».
УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС СОО 5-9 классы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература Баласс Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература Просвещение Курдюмова Т.Ф. и др. Литература Дрофа Ладыгин М.Б., Нефедова Н.А. и др. Литература Литература – Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б.А. Литература ВЕНТАНА-ГРАФ Меркин Г.С. Литература – Русское слово; Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9. – Русское слово Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература ВЕНТАНА-ГРАФ Снежневская М.А., Хренова О.М., Кац Э.Э./Под ред. Беленького Г.И. Литература – Мнемозина; Беленький Г.И. и др. Литература – Мнемозина Черкезова М.В. и др. Литература – Дрофа Чертов В.Ф. и др. Литература – Просвещение.
УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ (5-9 классы), ДОБАВЛЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ (В СРАВНЕНИИ С гг.) Кац Э.Э., Карнаух Н.Л. Литература Астрель Рыжкова Т.В., Гуйс И.Н. и др. Литература – Образовательно-издательский центр «Академия»; Сухих И.Н. Литература. 9. – Образовательно- издательский центр «Академия» Самойлова Е.А., Критарова Ж.Н. Литература – Ассоциация XXI век.
УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ (10-11, базовый уровень), СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС СОО Курдюмова Т.Ф. Литература – Дрофа; Голубков М.М., Скороспелова Е.Б. Литература Мнемозина; Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература Русское слово; Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература Русское слово; Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б.А. Литература ВЕНТАНА-ГРАФ.
Методическая помощь кафедры филологии ТОГИРРО Работа консультационного пункта: Володина Е.Н.: Медведева Е.Г.: Семинар по выбору УМК и обобщению опыта учителей- апробантов – апрель 2014 г. Организация встреч с методистами ведущих издательств (Дрофа, ВЕНТАНА-ГРАФ, Русское слово, Мнемозина и др.). Апробация новых УМК на основе заключения договора с издательством.