«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило» Антуан де Сент-Экзюпери
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов.
Процесс обучения началам научного исследования - целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия). Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации. Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Урок-исследование «Словоизменение и словообразование в русском языке» Цель урока: научить «строить» понятия «словоизменение» и «словообразование» и различать эти явления в русском языке. Этапы урока: Задаём проблемный вопрос Наблюдаем за словами Собираем данные Обрабатываем собранные данные Делаем выводы: ; 1.Если в слове изменяется окончание, то меняется только его внешняя сторона(форма), а лексическое значение остаётся без изменения – это словоизменение; 2.Если в слове меняется основа, т.е. появляются новые части слова, такие как суффикс или приставка, то образуется новое слово, у которого меняется и форма, и лексическое значение, - это словообразование. Осмысление этапов исследовательской работы: Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме нашего урока? Что мы для этого делали? Зачем мы всё это делали?
Проектная деятельность учащихся Учебный проект с точки зрения учащихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания и показать достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя это интерактивное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающихся: формулировка ведущей проблемы, целеполагание и планирование деятельности, анализ и рефлексия, подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме, систематизация и структуризация необходимой информации, проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Проектная деятельность учащихся Учебный проект с точки зрения учащихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания и показать достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя это интерактивное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающихся: формулировка ведущей проблемы, целеполагание и планирование деятельности, анализ и рефлексия, подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме, систематизация и структуризация необходимой информации, проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Проектная деятельность учащихся Учебный проект с точки зрения учащихся это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания и показать достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя это интерактивное дидактическое средство развития обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности обучающихся: формулировка ведущей проблемы, целеполагание и планирование деятельности, анализ и рефлексия, подготовка материала для проведения презентации в наглядной форме, систематизация и структуризация необходимой информации, проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация и обобщение).
Этапы проектной деятельности Ознакомительный – изучение теории Отборочный – отбор информации по теме Аналитический – аналитическая работа с выбранным материалом Обобщающий – систематизация и обобщение результатов исследования Оформительский – создание проекта Презентационный – представление проекта
Виды школьных проектов Проекты могут быть теоретического и практического типа краткосрочными и долгосрочными коллективными и индивидуальными
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка способствует истинному обучению так как она: личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах; позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Краткая аннотация проекта «Причастие – необычная часть речи» Данный проект направлен на усвоение учащимися темы «Причастие»,на формирование у учащихся умения отличать причастие от других частей речи. Вопросы, направляющие проект: Основополагающий вопрос Как отличить причастие от других частей речи? Проблемные вопросы Каковы морфологические признаки глагола у причастия? Каковы морфологические признаки прилагательного у причастия? Где чаще используются причастия - в разговорной или книжной речи? Учебные вопросы Что такое причастие? Отличие причастия от других частей речи? Как изменяются причастия? Планируемые результаты обучения После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения: Личностные – умение общаться, сотрудничать и взаимодействовать в группах Метапредметные – умение выделять главное, анализировать материал, вдумчиво читать тексты Предметные – знать научные термины и формулировку их понятий
Спасибо за внимание!