Собор Архистратига Михаила. Архангел Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные - Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил
21 ноября большой православный праздник, веселый и светлый - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - ангелов, сотворенных Богом прежде человека и обычно недоступных земному зрению. Этот праздник - главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми
История празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Еще в апостольские времена было распространено ложное учение об Ангелах. Среди христиан появились еретики, которые поклонялись Ангелам как богам и учили, что видимый мир сотворен не Богом, а Ангелами, почитая их выше Христа. Это учение было настолько опасно, что святые отцы были вынуждены созвать в Лаодикии поместный собор (IV век), на котором было осуждено злочестивое ангелопоклонение и установлено благочестивое почитание Ангелов как служителей Божиих, охранителей человеческого рода, и повелено праздновать Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил 8 ноября по старому стилю (21 ноября - по новому).
Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь - это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре - 9-м месяце - установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах - праведных или неправедных. День Страшного Суда святые отцы называют восьмым днем. Время измеряется неделями (седмицами). 8-м днем будет последний день мира, день Страшного Суда Число Ангелов неизмеримо велико, и Господь учредил порядок в Небесном воинстве, создав Ангельскую иерархию. Ангелы отличаются друг от друга просвещенностью.
Слово «ангел» означает «вестник». Такое наименование имеют бесплотные духи, потому что они возвещают людям волю Божию. Ангелы обитают везде, но, преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию - нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. Вот ангелы и являются этими посредниками, без которых мы никогда бы не смогли ощутить и воспринять, даже в малой степени, Божественный свет. Ангелы посылаются на землю для служения людям. По мнению некоторых учителей Церкви, человек должен восполнить число отпавших ангелов.
Девять чинов ангельских.
У каждого чина Ангелов есть свое предназначение. Первая степень (сфера) ) –Серафимы «пылающий», «огненный» назначение серафимов также состоит в том, чтобы воплощать святые цели Бога на земле. В библейском словоупотреблении серафимы чин ангелов, которые поклоняются Богу и служат нуждам людей.Серафимы –Херувимы второй, следующий после серафимов, ангельский чин.Херувимыангельский –Престолы БогоносныеПрестолы – на них Господь восседает как на престоле и изрекает Суд Свой.
Вторая степень (сфера) –Господства- наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения.Господства –Силы- творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божьим.Силы –Власти- имеют власть укрощать силу дьявола.Власти
Третья степень (сфера) Начала -им поручено управлять Вселенной и стихиями природыНачала Архангелы ( начальники ангелов), - учители небесные, учат людей, как поступать в жизни.Архангелы Ангелы - наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизниАнгелы
Ближе всего к людям стоят Ангелы и Архангелы. Архангелов всего семь:Архангел Михаил(его имя означает «Кто яко Бог»)Архангел Гавриил(«Сила Божия»)Архангел Рафаил(«Помощь, исцеление Божие»)Архангел Уриил(«Огонь и свет Божий»)Архангел Салафиил(«Молитва к Богу»)Архангел Иегудиил(«Хвала Богу»)Архангел Варахиил(«Благословение Божие»)Архангел МихаилАрхангел ГавриилАрхангел РафаилАрхангел УриилАрхангел СалафиилАрхангел ИегудиилАрхангел Варахиил
Архангел МихаилАрхангел Михаил(его имя означает «Кто яко Бог»)
Архангел ГавриилАрхангел Гавриил(«Сила Божия») Архангел Гавриил известен более всего участием в Благовещении Деве Марии о рождении Иисуса Христа. Как вестника сокровенных тайн мира, его изображают с цветущей ветвью, с зеркалом (отражение тоже способ познания), а иногда со свечой внутри светильника тот же символ сокрытого таинства. Архангел Гавриил (с еврейского - муж Божий). Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий.
Архангел РафаилАрхангел Рафаил(«Помощь, исцеление Божие») Архангел Рафаил известен как небесный целитель и утешитель страждущих. Послан был Рафаил исцелить". (Тов. 3;16) Упоминается в неканонической книге: Тов. 3, 16; 12, Библии имеется прекрасное жизнеописание одного благочестивого семейства. Это – книга Товии, отличающаяся особой назидательностью. Здесь мы видим невидимое служение нам ангелов Божиих "Святый Архангел Рафаиил, врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд (алавастр) с врачебными средствами (лекарством), а в правой – стручец, то есть остриженное птичье перо для помазывания ран".
Архангел УриилАрхангел Уриил(«Огонь и свет Божий») Уриил -это небесный огонь, покровитель тех, кто посвятил себя науке и искусству. Согласно Преданию Православной Церкви, святой Архангел Уриил был поставлен Богом охранять Рай после грехопадения и изгнания Адама. По учению Святых Отцов, Архангел Уриил, будучи сиянием Огня Божественного, является просветителем потемненных, неверующих и невежд. А само имя Архангела, соответствуя его особому служению, означает Огонь Божий или Свет Божий. По иконописному канону Православной Церкви, святой Архангел по имени Огонь Божий "изображается держащим в правой руке против груди обнаженный меч, а в левой – огненный пламень"
Архангел СалафиилАрхангел Салафиил(«Молитва к Богу») Салафиил - имя верховного служителя, с которым связано молитвенное вдохновение. На иконах его пишут в молитвенной позе, с крестообразно сложенными на груди руками. Святой Архангел Салафиил, имя которого в переводе с арамейского языка означает Ангел Молитвы, Молитва к Богу, или Молитвенник Божий, по верованию Православной Церкви, явился Агари в пустыне, когда Авраам отправил ее с сыном в Египет, на родину
Архангел ИегудиилАрхангел Иегудиил(«Хвала Богу») Архангел Иегудиил благословляет подвижников, охраняет их от сил зла, хвала Божия, славящий Бога, укрепляющий трудящихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги. Ангел, которого Бог послал предшествовать израильскому народу при покорении Хананайской земли. В правой руке у него золотой венец как символ благословения, в левой - бич, отгоняющий врагов. Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.
Архангел ВарахиилАрхангел Варахиил(«Благословение Божие») Архангелу Варахиилу отведена роль раздатчика вышних благ простым труженикам, прежде всего земледельцам. Раздаятель благословения Божия на добрые дела, хадатай испрашивающий людям милости Божии. Один из трех ангелов, явившихся Аврааму у дуба, Мамре. Его изображают с розовыми цветами.
Среди Ангелов находится и Ангел- Хранитель каждого из нас. По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути...
Пол:бесплотный дух, изображается в виде юноши или мужчины Период жизни:вечность от сотворения Толкование имени:«Кто как Бог?» (в значении «никто не равен Богу») Занятие:архангел, предводитель небесных воинст Упоминания:пять раз в Библии (Дан.10:13,21,Дан.12:1, Иуд.1:9 и От кр.12:7-9)Дан.10:13,21Дан.12:1Иуд.1:9От кр.12:7-9 Связанные события:Страшный суд; битва сдраконом, преследовавшимЖену АпокалипсисаСтрашный суддракономЖену Апокалипсиса Атрибуты:изображается попирающим дьявола; в рост с доспехами и мечом; верхом с копьем; с кадилом и весами; в деисусных чинах может изображаться безоружным, с зерцалом в рукахдеисусных чинахзерцалом.Характерные черты:крылат
Архистратиг Михаил - вождь Небесных Сил, на иконах его изображают в грозном и воинственном виде: на голове шлем, в руке меч или копье. Под ногами - пораженный им дракон. Весь ангельский мир, созданный еще до сотворения человека и всего видимого мира, был наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, подобно людям, имели свободную волю. Они могли злоупотребить этой свободной волей и впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов - Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца. Духовный мир поколебался и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и произнес: «Никто как Бог!», - обращаясь с этим призывом ко всем ангелам. Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.
Борьба была трудной, ибо Денница был наделен великими совершенствами. Но силы добра победили, и Денница был свергнут с неба со всеми своими последователями. А Архангел Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу. С тех пор в руках Архистратига меч, потому что сатана, свергнутый с неба, не успокаивается. Падшим ангелам пресечена возможность проникать в высшие области мироздания и, поэтому, всю свою злобу они устремили на людей, и в первую очередь на верующих в Бога.
Как правило, в Ветхом Завете имена ангелов не фигурируют, однако имя ангела Михаила упомянуто несколько раз в конце Книги пророка ДаниилаВетхом ЗаветеКниги пророка Даниила А также в пророчестве о Страшном Суде и роли в нём архангела Михаила Христианская традиция также отождествляет с действиями архангела Михаила следующие упоминания ангелов, не названных по имени спасение трех отроков в пещи огненной: «благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих» (Дан.3:95трех отроков в пещи огненнойДан.3:95
Архангел Михаил и три отрока в пещи огненной
В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, преследовавшем Жену, облечённую в солнце, и её младенцаОткровенииИоанна БогословаЖену, облечённую в солнце
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр.12:7-9)Откр.12:7-9
Религиозная традиция стала приписывать Михаилу не только победу над сатаной, но и роль судьи на Страшном суде на который он призовёт души трубным. Тема архангела Михаила, взвешивающего на Страшном суде души грешников, стала традиционным мотивом иконографии Страшного суда, а сам Михаил приобрёл роль покровителя умерших. Это представление о Михаиле нашло своё отражение и в его гимнографии: «Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе, не дай нам погибнуть на страшном суде».
В православии архангел Михаил именуется архистратиг и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона, этот образ присутствует уже начиная с апостольских времён Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал почитаться, как защитник душ умерших. Ему были вверены Богом души Авраама и Богородицы при перенесении их на небо. В христианстве принято считать, что вооруженным мечом херувимом у врат рая был архангел Михаил
19 сентября православные празднуют Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех Чудо Архистратига Михаила произошло в IV веке. Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя есть местность, называемая Херотопа, и в этой местности находился храм, возведенный во имя Архистратига Михаила. А около того храма проистекал целебный источник. Храм был сооружен одним из жителей города в благодарность святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.
В храме святого Архистратига Михаила более 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, но язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Язычники соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. Его молитва была услышана, и к храму явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Храм остался неповрежденным, а язычники в страхе и ужасе бежали от храма. Святой же Архипп и собравшиеся около храма христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что означает «отверстие», «расселина»