Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций
Федеральный государственный образовательный стандарт: Развитие личности обучающегося - цель и основной результат образования
Как понимается личностное развитие в образовательных стандартах? Начальная школа Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Основная школа Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностное развитие как образовательный результат: Универсальные учебные действия Ценностные ориентации и установки личности Субъектная позиция учащихся на основе системы национальных российских ценностей
Субъектная позиция - устойчивая система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей, совершать жизненные выборы и поступки, основными критериями которых являются ценности.
Новые профессиональные задачи: Ценностное развитие Знание закономерностей ценностного развития и этапов формирования УУД Развитие умения создавать образовательные ситуации, направленные на ценностное развитие Развитие умений по отслеживанию процесса ценностного развития
Система устремлений личности Высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни Внутренний источник целенаправленного поведения
Ценностные ориентации личности Осознаваемые внешние требования, общественные идеалы
Психологические механизмы усвоения ценностей: Усвоение типического опытаНакопление личного опыта
Механизмы усвоения типического опыта: Имитация Идентификация Чувство стыда Чувство вины
Личная деятельность Самовоспитание Катарсические переживания Привычка Способы получения личного опыта:
ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Возраст Что значит правильно себя вести Почему нужно правильно себя вести 4 года Вести себя как хочется. Справедливо то, что я делаю Чтобы получить награду и избежать наказания 5-6 лет Делать то, что велят взрослые Чтобы избежать неприятностей 6-8 лет Вести себя с другими так, как они ко мне относятся Чтобы не упустить своего 8-12 лет Отвечать ожиданиям других, доставлять удовольствие Чтобы все хорошо обо мне думали – другие и я сам С 12 летСоответствовать требованиям общества Быть настоящим гражданином
ЭтапОбщее содержаниеСтадии Доморальный уровень (все дошкольники и большинство семилетних детей, 30% - в 10 лет, 10% в лет) Нормы морали – нечто внешнее, правила соблюдаются из эгоистических соображений, 1 стадия: Ориентируется на наказания и ведет себя хорошо, чтобы избежать наказаний 2 стадия: Начинает ориентироваться также и на похвалу и вести себя хорошо для того, чтобы получить награду Конвенциональная мораль (12 лет и далее) Некритичное принятие морали референтной группы 3 стадия: Ориентация в поведении на оправдание ожиданий и одобрение других людей 4 стадия: ориентация на авторитет других людей Автономная мораль (после 14, но в реальности – не более 10 % подростков) В целом: поступки определяются не внешним давлением, а совестью. 5 стадия: ориентация на принципы общественного благополучия, принятые перед обществом обязательства 6 стадия: ориентация на общечеловеческие этические принципы Стадии морального развития (Л.Колберг)
Дошкольник Младший школьник Младший подросток Старший подросток Старшеклассник
Личностное влияние Погружение в ценностную среду Раскрытие ценностей, стоящих за учебным материалом Конструирование ценностных ситуаций Ценностное развитие
РАСКРЫТИЕ ЦЕННОСТЕЙ, СТОЯЩИХ ЗА УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Ценностное содержание учебного знания Ценностные противоречия Ценностный опыт личностей и групп Ценностные концепции, идеи Ценностные последствия Ценностные метафоры, притчи
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ СИТУАЦИЙ
методы Моделирования Ц.С. Этические дилеммы Сюжетно- ролевая игра Проживания Ц.С. Имитационная игра Проблемный диалог Экспертизы Ц.С. Метод кейсов ТКМ
Структура внеурочного мероприятия, направленного на передачу ценностного образца: Постановка цели/задачиФормулирование ценностиВведение ценностного образца Определение критериев оценки действия/деятельности Проживание ситуации
Вопрос участникам Какие сложности в построении работы, направленной на достижение личностных образовательных результатов, вы видите? Как их можно решать?
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ