СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н.
Высказывания о планировании «Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» (Аристотель) «Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» (Аристотель) «Если Вам не удалось сделать план урока, то ваша неудача запланирована» (Джеф Кэрролл) «Если Вам не удалось сделать план урока, то ваша неудача запланирована» (Джеф Кэрролл) «До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно» (В. Ворд) «До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно» (В. Ворд) «Тот, кто никогда не теряет время, не будет иметь повода жаловаться на его нехватку» (Т. Джефферсон) «Тот, кто никогда не теряет время, не будет иметь повода жаловаться на его нехватку» (Т. Джефферсон)
Определение Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001г. С.144 Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001г. С.144
Структура учения по Т.И. Шамовой (компоненты) -мотивационный, -мотивационный, -ориентационный (принятие учеником цели будущей учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование), -ориентационный (принятие учеником цели будущей учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование), -содержательно-операционный (способы овладения знаниями), -содержательно-операционный (способы овладения знаниями), -ценностно-волевой (внимание, воля, эмоции помогают осуществлению учебной деятельности), -ценностно-волевой (внимание, воля, эмоции помогают осуществлению учебной деятельности), -оценочный (происходит соотнесение результата с поставленной целью) -оценочный (происходит соотнесение результата с поставленной целью)
Фазы занятия в системе критического мышления 1. Фаза вызова 1. Фаза вызова 2. Фаза осмысления 2. Фаза осмысления 3. Фаза обобщения и рефлексии 3. Фаза обобщения и рефлексии
Традиционные элементы структуры урока 1. Изучение нового материала. 1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого) (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)
ВАРИАНТ СТРУКТУРЫ ЗАНЯТИЯ 1. Мотивационный блок 1. Мотивационный блок 2. Информационный блок 2. Информационный блок 3. Аналитический блок 3. Аналитический блок 4. Рефлексивный блок 4. Рефлексивный блок
МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Организация (ожидаемые результаты или цель – задачи, инструкции, пояснения) Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие)
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации Рассмотрение ситуации В семье решают, на что стоит потратить средства в ближайший месяц: папа предлагает купить новый телевизор, мама – обувь для всех членов семьи, сын – велосипед, дочь – поехать на выходные всей семьей на отдых. Денег хватит только на что-то одно. В семье решают, на что стоит потратить средства в ближайший месяц: папа предлагает купить новый телевизор, мама – обувь для всех членов семьи, сын – велосипед, дочь – поехать на выходные всей семьей на отдых. Денег хватит только на что-то одно. ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: Что необходимо знать, чтобы предложить решение в данной ситуации? Что необходимо знать, чтобы предложить решение в данной ситуации? Какие интересы сталкиваются в этой ситуации? Какие интересы сталкиваются в этой ситуации? Можно ли избежать конфликта в данном случае? Можно ли избежать конфликта в данном случае?
Событие, имеющее широкий общественный резонанс Событие, имеющее широкий общественный резонанс -в политической жизни (решение органов власти, выступление лидеров, принятие законов); -в политической жизни (решение органов власти, выступление лидеров, принятие законов); -в социальной жизни (реформы, связанные с жизнью людей, конфликты между разными группами); -в социальной жизни (реформы, связанные с жизнью людей, конфликты между разными группами); -в экономической жизни (изменение курса валют, открытие нового производства); -в экономической жизни (изменение курса валют, открытие нового производства); -в области культуры (выставки, премьеры фильмов или спектаклей, появившиеся книги). -в области культуры (выставки, премьеры фильмов или спектаклей, появившиеся книги).
Графическое изображение Графическое изображение -картина (любой рисунок); -картина (любой рисунок); -фотография; -фотография; -карикатура; -карикатура; -схема (диаграмма) -схема (диаграмма)
Понятийный ряд Понятийный ряд -ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом; -ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом; -несколько определений одного понятия; -несколько определений одного понятия; -назвать пропущенные понятия в определениях или текстах; -назвать пропущенные понятия в определениях или текстах; -придумать свои ассоциации к тому или иному понятию -придумать свои ассоциации к тому или иному понятию
Художественная литература Художественная литература -отрывки из художественной литературы (повести, рассказа, сказки), по которым предлагается выйти на тему занятия или сформулировать проблему; -отрывки из художественной литературы (повести, рассказа, сказки), по которым предлагается выйти на тему занятия или сформулировать проблему; -название нескольких художественных произведений (объединяющие элементы); -название нескольких художественных произведений (объединяющие элементы); -стихи или песни (например, слова и музыка гимна); -стихи или песни (например, слова и музыка гимна); -притчи; -притчи; -любые короткие истории. -любые короткие истории.
Игра Игра -сценка по заранее расписанным ролям; -сценка по заранее расписанным ролям; -спонтанная игра по определенной ситуации или теме; -спонтанная игра по определенной ситуации или теме; -игра с непонятными правилами -игра с непонятными правилами
Документ Документ -письма, листовки, воззвания; -письма, листовки, воззвания; -интервью или статьи в газете; -интервью или статьи в газете; -исторические хроники; -исторические хроники; -выступления известных политиков или ученых; -выступления известных политиков или ученых; -статистические данные; -статистические данные; -национальные и государственные символы (их изображения); -национальные и государственные символы (их изображения); -памятники старины и культуры; -памятники старины и культуры; -монеты, предметы быта -монеты, предметы быта
Афоризм (эпиграф) Афоризм (эпиграф) -определить тему занятия на основе высказываний; -определить тему занятия на основе высказываний; -высказать собственную точку зрения; -высказать собственную точку зрения; -назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов; -назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов; составить рейтинг высказываний; составить рейтинг высказываний; -дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание; -дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание; -назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания; -назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания; -выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях -выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях
Видеофрагмент Видеофрагмент -фрагмент (сцена) из художественного фильма; -фрагмент (сцена) из художественного фильма; -мультипликационный фильм; -мультипликационный фильм; -документальные хроники; -документальные хроники; -информационно-аналитические программы -информационно-аналитические программы
Незаконченное предложение (фраза) Незаконченное предложение (фраза) -предложить окончание; -предложить окончание; -выделить проблему; -выделить проблему; -дополнить высказывание по собственному усмотрению -дополнить высказывание по собственному усмотрению
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК Источники информации: Устные источники Устные источники Письменные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Электронные источники Видео источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК Обобщение Обобщение Обсуждение Обсуждение Сравнение Сравнение Синтез Синтез Выбор (отбор) Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта) Творчество (деятельность по созданию нового продукта)
РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК Оценка Оценка Самооценка Самооценка Экспертиза Экспертиза Отношение Отношение Выделение трудностей Выделение трудностей Присвоение опыта Присвоение опыта