Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru Муниципальное казённое образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Advertisements

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
1.Кто предложил «подсунуть» взятку ревизору? 2. Кто первым идет на приём к Хлестакову? 3. Продолжите фразу: «Имею честь представиться: смотритель училищ.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Н.В.Гоголь «Ревизор» Материалы к сочинению. «Ревизор» в критике Никто никогда до него (Гоголя) не читал такого полного курса патологической анатомии русского.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 2 Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» (композиция) Выполнил: Колесникова Т.П.
Урок литературы в 8 классе. Учитель Ж. Г. Садовниченко.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области Шепеленко.
«Ревизор » общественное значение комедии Появление в 1836 году комедии Ревизор приобрело общественно- важное значение не только потому, что автор критиковал.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Н.В.Гоголь «Ревизор». Кто такой Хлестаков? «Хлестаков – первое из художественных открытий Гоголя» (Ю.Манн)
«Предмет мой была современность и жизнь в ее нынешнем быту… Чем далее, тем более усиливалось во мне желание быть писателем современным»
Николай Васильевич Гоголь. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица «РЕВИЗОР» «РЕВИЗОР» Комедия Комедия в пяти действиях в пяти действиях.
Великая сделка Задача, которая перевернёт весь мир.
Транксрипт:

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области

Хлестаков – ревизор (Анализ четвертого действия) (8 класс)

Цели: - выявление особенностей мира чиновников «сборного города всей тёмной стороны», процесса превращения ничтожества во взяточника, стихийности поступков Хлестакова; торжества мнимого ревизора (Хлестакова) и настоящих ревизоров, созданных бессмыслицей уклада жизни общества, заблуждениями людей; - формирование навыка выразительного чтения по ролям, инсценирования, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом; - развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова стихия.

- Каким предстаёт Хлестаков перед зрителем в явлении 2, действия IV? Отличается ли он от Хлестакова действия III? В третьем акте Хлестаков, вдохновлённый завтраком, а ещё более – подобострастными ожиданиями слушателей, сыграл роль сановника, сам не желая того, и в глазах уездных слушателей стал вельможей, надулся важностью. Хлестаков проспался – и вся важность с него слетела. Он опять прежний Хлестаков. Хлестаков – А.Горев. Спектакль Московского Художественного театра.1908 Подумай и ответь…

Как меняется манера поведения Хлестакова при встрече с чиновниками? Хлестаков перед приёмом чиновников. Художник А.Константиновский. 1951

Хлестаков и…ЦитатаМанера поведения Хлестакова Аммос Фёдорович «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю» Почтмейстер«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?» Исследовательская работа с текстом Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную. Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.

Хлестаков и…ЦитатаМанера поведения Хлестакова Хлопов«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость». Артемий Филиппович «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество». Бобчинский и Добчинский «Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу» Исследовательская работа с текстом Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника Допускает наглость по отношению к Землянике Нагло вымогает деньги

Подумай и ответь Выразительное чтение действия IV, явления 3. Чиновники перед представлением Хлестакову. Художник Д.Кардовский Что мы узнаём о судье в IV действии, явлении 3? - Как ведёт себя судья перед Хлестаковым? - Как изменяется поведение Хлестакова при встрече с судьёй?

- Какие чувства испытывает Хлестаков при виде денег? Хлестаков видит деньги; и его взгляд прикован к деньгам. Он жаждет их заполучить, но не знает как. Деньги упали на пол – и Хлестаков не удержался от соблазна поднять их. В фразе: «Да, это деньги» - слышатся раздумья, сомнения и тоска. Подумай и ответь… - С какой интонацией Хлестаков произносит фразы: «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался…» Хлестаков смущён своей смелостью. Он искренне уверен, что очень скоро вернёт этот долг.

- Замечает ли судья изменения в поведении Хлестакова? Судья не слышит их, сам ещё более подобострастен, он говорит «вытянувшись и руки по швам»: «Не смею более беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?» Подумай и ответь… - Понимает ли Хлестаков смысл происходящего? Хлестаков ничего не понимает, никак не реагирует на предложения отдать приказания уездному суду. Герой думает, что судья дал ему деньги в долг по добродушию, по снисхождению к молодому человеку.

Подумай и ответь Выразительное чтение действия IV, явления 4. Чиновники перед представлением Хлестакову. Художник Д.Кардовский Изменилось ли поведение Хлестакова в сцене с почтмейстером?

- Обращаясь к судье с просьбой дать денег взаймы, Хлестаков заискивает, извиняется. Как меняется интонация просьбы, обращённой к почтмейстеру? Хлестаков уже не извиняется. Он говорит более свободно. Сам назначает сумму. Хлестаков оценил почтмейстера так же, как и судью, - «хороший человек». Подумай и ответь… - Что, по мнению героя, достойно уважения в поведении почтмейстера? Как это характеризует Хлестакова? Хлестаков ценит в почтмейстере услужливость. В Хлестакове начинает проглядывать начальник.

Подумай и ответь Выразительное чтение действия IV, явления 5. Чиновники перед представлением Хлестакову. Художник Д.Кардовский Почему Лука Лукич соглашается с мнением «великого» Хлестакова о том, что ни одна женщина не сможет устоять перед его взглядом?

- Какая фраза в диалоге с Земляникой свидетельствует о беспардонной наглости Хлестакова? «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?» Подумай и ответь… - Почему Хлестаков позволяет так себя вести с немолодым человеком? Подобострастие чиновников, их желание угодить, укрепило уверенность Хлестакова в том, что всё, что он скажет, - хорошо; всё, что он ни выдумает, - великолепно; всё, чего он ни потребует, должно быть усердно выполнено. Выразительное чтение действия IV, явления 6.

- Почему именно в разговоре с Земляникой Хлестаков дошёл до крайней степени наглости? Земляника подличает, доносит на чиновников. Хлестаков отвечает ещё большй наглостью, крикнув вслед Землянике: «Эй, вы! Как вас? Я всё позабываю, как ваше имя и отчество». Хлестаков чувствует, что Земляника стерпит любую наглость со стороны начальника. И не ошибается. Подумай и ответь…

- Почему в споре с Бобчинским и Добчинским Хлестаков без лишних разговоров попросил взаймы целую тысячу? Хлестаков вошёл в роль наглого вымогателя и ревизора. Подумай и ответь… Выразительное чтение действия IV, явления 7.

Исследовательская работа с текстом Выпишите реплики Хлестакова, содержащие ответы на просьбы купцов Обещания купцам Обещания слесарше и унтер-офицерше Ответ многочисленным просителям «Да за это его просто в Сибирь!» «Непременно, непременно! Я постараюсь» «Хорошо, хорошо! Ступайте, ступайте. Я распоряжусь» «Надоели, чёрт возьми! Не впускать, Осип!»

- Почему пребывание Хлестакова в доме городничего заканчивается именно сценой сватовства? Герой раскрывается полностью, далее ему уже нечего рассказать о себе зрителю. Подумай и ответь… Выразительное чтение действия IV, явлений

Домашнее задание 1. Прочить V действие комедии. Индивидуальное задание: 1. Пересказ явления 2, действия V. Групповое задание: 1. Выразительное чтение по ролям явлений 7, 8.

Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г