Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Хлестаков – ревизор (Анализ четвертого действия) (8 класс)
Цели: - выявление особенностей мира чиновников «сборного города всей тёмной стороны», процесса превращения ничтожества во взяточника, стихийности поступков Хлестакова; торжества мнимого ревизора (Хлестакова) и настоящих ревизоров, созданных бессмыслицей уклада жизни общества, заблуждениями людей; - формирование навыка выразительного чтения по ролям, инсценирования, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом; - развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова стихия.
- Каким предстаёт Хлестаков перед зрителем в явлении 2, действия IV? Отличается ли он от Хлестакова действия III? В третьем акте Хлестаков, вдохновлённый завтраком, а ещё более – подобострастными ожиданиями слушателей, сыграл роль сановника, сам не желая того, и в глазах уездных слушателей стал вельможей, надулся важностью. Хлестаков проспался – и вся важность с него слетела. Он опять прежний Хлестаков. Хлестаков – А.Горев. Спектакль Московского Художественного театра.1908 Подумай и ответь…
Как меняется манера поведения Хлестакова при встрече с чиновниками? Хлестаков перед приёмом чиновников. Художник А.Константиновский. 1951
Хлестаков и…ЦитатаМанера поведения Хлестакова Аммос Фёдорович «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни сейчас их пришлю» Почтмейстер«Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы. А я, признаюсь, смерть не люблю отказывать себе в дороге, да и к чему?» Исследовательская работа с текстом Подобострастен, готов извиняться, заискивать перед солидным судьёй, вероятно, готов идти на попятную. Говорит более свободно. Сам назначает сумму, что уже довольно смело.
Хлестаков и…ЦитатаМанера поведения Хлестакова Хлопов«Какие вам нравятся – брюнетки или блондинки? В моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость». Артемий Филиппович «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?»; «Эй, вы! как вас? я всё позабываю, как ваше имя и отчество». Бобчинский и Добчинский «Денег не у вас? Взаймы рублей тысячу» Исследовательская работа с текстом Распускается и наглеет – обратно пропорционально робости своего собеседника Допускает наглость по отношению к Землянике Нагло вымогает деньги
Подумай и ответь Выразительное чтение действия IV, явления 3. Чиновники перед представлением Хлестакову. Художник Д.Кардовский Что мы узнаём о судье в IV действии, явлении 3? - Как ведёт себя судья перед Хлестаковым? - Как изменяется поведение Хлестакова при встрече с судьёй?
- Какие чувства испытывает Хлестаков при виде денег? Хлестаков видит деньги; и его взгляд прикован к деньгам. Он жаждет их заполучить, но не знает как. Деньги упали на пол – и Хлестаков не удержался от соблазна поднять их. В фразе: «Да, это деньги» - слышатся раздумья, сомнения и тоска. Подумай и ответь… - С какой интонацией Хлестаков произносит фразы: «Знаете ли что: дайте их мне взаймы»; «Я, знаете, в дороге издержался…» Хлестаков смущён своей смелостью. Он искренне уверен, что очень скоро вернёт этот долг.
- Замечает ли судья изменения в поведении Хлестакова? Судья не слышит их, сам ещё более подобострастен, он говорит «вытянувшись и руки по швам»: «Не смею более беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?» Подумай и ответь… - Понимает ли Хлестаков смысл происходящего? Хлестаков ничего не понимает, никак не реагирует на предложения отдать приказания уездному суду. Герой думает, что судья дал ему деньги в долг по добродушию, по снисхождению к молодому человеку.
Подумай и ответь Выразительное чтение действия IV, явления 4. Чиновники перед представлением Хлестакову. Художник Д.Кардовский Изменилось ли поведение Хлестакова в сцене с почтмейстером?
- Обращаясь к судье с просьбой дать денег взаймы, Хлестаков заискивает, извиняется. Как меняется интонация просьбы, обращённой к почтмейстеру? Хлестаков уже не извиняется. Он говорит более свободно. Сам назначает сумму. Хлестаков оценил почтмейстера так же, как и судью, - «хороший человек». Подумай и ответь… - Что, по мнению героя, достойно уважения в поведении почтмейстера? Как это характеризует Хлестакова? Хлестаков ценит в почтмейстере услужливость. В Хлестакове начинает проглядывать начальник.
Подумай и ответь Выразительное чтение действия IV, явления 5. Чиновники перед представлением Хлестакову. Художник Д.Кардовский Почему Лука Лукич соглашается с мнением «великого» Хлестакова о том, что ни одна женщина не сможет устоять перед его взглядом?
- Какая фраза в диалоге с Земляникой свидетельствует о беспардонной наглости Хлестакова? «Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли?» Подумай и ответь… - Почему Хлестаков позволяет так себя вести с немолодым человеком? Подобострастие чиновников, их желание угодить, укрепило уверенность Хлестакова в том, что всё, что он скажет, - хорошо; всё, что он ни выдумает, - великолепно; всё, чего он ни потребует, должно быть усердно выполнено. Выразительное чтение действия IV, явления 6.
- Почему именно в разговоре с Земляникой Хлестаков дошёл до крайней степени наглости? Земляника подличает, доносит на чиновников. Хлестаков отвечает ещё большй наглостью, крикнув вслед Землянике: «Эй, вы! Как вас? Я всё позабываю, как ваше имя и отчество». Хлестаков чувствует, что Земляника стерпит любую наглость со стороны начальника. И не ошибается. Подумай и ответь…
- Почему в споре с Бобчинским и Добчинским Хлестаков без лишних разговоров попросил взаймы целую тысячу? Хлестаков вошёл в роль наглого вымогателя и ревизора. Подумай и ответь… Выразительное чтение действия IV, явления 7.
Исследовательская работа с текстом Выпишите реплики Хлестакова, содержащие ответы на просьбы купцов Обещания купцам Обещания слесарше и унтер-офицерше Ответ многочисленным просителям «Да за это его просто в Сибирь!» «Непременно, непременно! Я постараюсь» «Хорошо, хорошо! Ступайте, ступайте. Я распоряжусь» «Надоели, чёрт возьми! Не впускать, Осип!»
- Почему пребывание Хлестакова в доме городничего заканчивается именно сценой сватовства? Герой раскрывается полностью, далее ему уже нечего рассказать о себе зрителю. Подумай и ответь… Выразительное чтение действия IV, явлений
Домашнее задание 1. Прочить V действие комедии. Индивидуальное задание: 1. Пересказ явления 2, действия V. Групповое задание: 1. Выразительное чтение по ролям явлений 7, 8.
Использованные ресурсы Ф.Е.Соловьева. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие. М., 2012г