Развитие устной и письменной речи младших школьников Учитель начальных классов высшая квалификационная категория МОУ «Средняя общеобразовательная школа 143 с углубленным изучением отдельных предметов» город Казань, Республика Татарстан: Асхатова Рушания Ильдусовна
Содержание Основные этапы работы по классам Дополнительный материал Использование образцов памяток Диаграмма Словарная работа (игры)
Основные этапы работы по классам 1 класс –работа со словом, предложением 2 класс –подготовительные упражнения к изложению текста + обучение изложению текста 3 класс –выборочное и краткое изложение, сочинение – описание, сочинение –повествование, сочинение -рассуждение 4 класс –изложение с творческим дополнением + сочинение по картине Содержание
Кто больше напишет слов? Наоборотки Запоминайка Игра «Букву заменишь- смысл слова изменишь» Содержание
Игра «Кто больше напишет слов?» Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл. Например: верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный ( в значении не подведет), испытанный; милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность, мягкосердечие.
Игра «Наоборотки» Учитель называет называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. У кого больше жетонов, тот и победитель.
Диктант–игра «Запоминай-ка» Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не. Учитель предлагает задание: образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание с не. Придумайте предложение с любой парой слов. Образец: Чуткий – нечуткий, внимательный – невнимательный, Гостеприимный, приветливый, дружелюбный, друг.
Игра «Букву заменишь- смысл слова изменишь» Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению. 1. С е можно быстро обойти её кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать – обижать). 2. С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять – примирять) 3. С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым. (Полоскать – поласкать). Содержание
Использование образцов памяток Как подготовиться к изложению Как работать над кратким изложением Как составить текст - повествование Как составить текст - описание Содержание
Как подготовиться к изложению 1. Прочитай внимательно текст 2. Определи его тему (о чем говорится в тексте) 3. Определи его основную мысль 4. Составь план: - Раздели текст на части - Выдели главное в каждой части - Озаглавь каждую часть 5. Найдите в тексте опорные слова и словосочетания 6. Выпиши трудную слова. Найди слова на правило. Подумай, как объяснить их написание 7. Еще раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний 8. Напиши изложение 9. Проверь работу.
Как работать над кратким изложением 1. Прочитай рассказ. 2. Определи тему. 3. Определи главную мысль. 4. Раздели рассказ на части. 5. Выдели главное в каждой части. 6. Сохрани каждую часть. 7. Напиши изложение кратко. 8. Проверь работу.
Как составить текст - повествование 1. Определи, о чем будешь рассказывать (какова тема текста) 2. Какая мысль в рассказе будет основной? 3. Как лучше озаглавить текст? 4. С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться во вводной части)? 5. О чем расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)? 6. Как можно закончить рассказ (какой будет заключительная часть)? 7 Озаглавь текст и напиши его. 8. Проверь работу.
Как составить текст - описание 1. Определи свое отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в своем тексте? 2. Выдели признаки предмета. 3. Подумай, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать. 4. Озаглавь текст и напиши его. 5. Проверь работу.
Дополнительный материал Краски, которые использует художник. Светлые темные Лучистые мрачные Радужные пасмурные Веселые тусклые Радостные грустные Жизнерадостные печальные Яркие Сочные блеклые неяркие унылые Содержание
Отношение к рисунку Мне нравится меня удивило Мне пришлось по душе меня поразило Мне приглянулся я сопереживаю Меня радует произвело впечатление Мне приятно я обратил внимание Я любуюсь меня тронуло Я не могу наглядеться мне не нравится Я сочувствую Меня восхищает мне неприятно Мне понравилось мне не понравилось Мне запомнилось здесь не хватает Я думаю, что лучше было бы Мне кажется, что хотелось бы Я считаю, что меня огорчило По-моему меня возмутило На мой взгляд меня отталкивает
СЛОВАРЬ ГЛАГОЛОВ 1. Глаголы, обозначающие тяжелое душевное состояние: грустить, кручиниться, печалиться, горевать, скучать, страдать, терзаться, сокрушаться, обижаться, хандрить.
СЛОВАРЬ ГЛАГОЛОВ 2. Глаголы, обозначающие хорошее душевное состояние: ликовать, торжествовать, блаженствовать, веселиться.
СЛОВАРЬ ГЛАГОЛОВ 3.Глаголы, обозначающие возбужденное состояние: волноваться, беспокоиться, тревожиться, переживать,опасаться, остерегаться, разъяриться, рассвирепеть, злорадствовать. 4. Глаголы, обозначающие неловкость, неуверенность в себе: смущаться, тушеваться, робеть, нервничать, стесняться, трепетать. 5. Глаголы, обозначающие удивление: удивляться, изумляться, недоумевать. 6.Глаголы, обозначающие положительное отношение: любить, обожать, боготворить,симпатизировать, уважать, восторгаться, восхищаться, покорять, очаровать. 7. Глаголы, обозначающие переживание, сочувствие: жалеть, сострадать, сочувствовать, соболезновать
Диаграмма Содержание КлассКол.уч% кач КлассКол.уч% кач