Н.А. НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» Выполнили: Солтыс Анастасия Михайлов Константин
Тема «железной дороги» была особо популярна в лирике годов XIX века. Первая железная дорога – крупнейшая магистраль Москва – Петербург – стала сенсацией, на которую каждый поэт откликался по- своему. «Факт железной дороги» нашел отражение и в лирике Некрасова.
Поэт Николай Некрасов является одним из основоположников так называемого гражданского направления в русской литературе. Его произведения лишены каких-либо приукрашиваний и характеризуются необыкновенной реалистичностью, которая подчас вызывает улыбку, но в большинстве случаев является прекрасным поводом для переосмысления окружающей нас действительности.
В 1864 году Николай Алексеевич Некрасов пишет стихотворение Железная дорога одно из самых драматичных своих произведений. По масштабу событий, по своему духу это сравнительно небольшое стихотворение настоящая поэма о народе. Но если в предыдущих произведениях поэт свято верил в приход светлого будущего, то теперь он с горечью говорит: Вынесет все и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется ни мне, ни тебе.
Повествование открывается картиной природы, написанной сочно, пластично и зримо. Уже первое, по-мужицки раскатившееся слово ядреный, столь необычное для пейзажной лирики, дает особое ощущение свежести и вкуса здорового воздуха и оказывается дерзкой заявкой на демократизм, народность произведения. Красота и гармония природы оказываются поводом, чтобы заговорить о мире людей. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни... Нет безобразья в природе!
В отличие от природы, людское общество полно противоречий, драматичных столкновений. Для того чтобы рассказать о тяжести и подвиге народного труда, поэт обращается к приему, достаточно известному в русской литературе, описанию сна одного из участников повествования. Сон Вани это не только условный прием, а реальное состояние мальчика, в чьем растревоженном воображении рассказ о страданиях строителей дороги рождает фантастические картины с ожившими под лунным сиянием мертвецами. Чу! восклицанья послышались грозные! Топот и скрежет зубов; Тень набежала на стекла морозные... Что там? Толпа мертвецов!
В картине сна труд предстает и как небывалое страдание, и как осознаваемый самим народом подвиг (Божий ратники). Отсюда та высокая патетическая манера, в которой говорится о людях, вызвавших к жизни бесплодные дебри и обретших в них могилу. Картина свежей и прекрасной природы, открывающая стихотворение, не только контрастирует с картиной сна, но и соотнесена с ней в величии и поэтичности....Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено... Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно?..
Иное картина пробуждения. Если ранее автор был патетичен, то здесь проявляется явная ирония. На сцену выходит папаша-генерал в довольно необычной для него роли защитника эстетических ценностей! И опять разговор идет по самому большому счету. Ваш славянин, англосакс и германец Не создавать разрушать мастера, Варвары! дикое скопище пьяниц!..
Вот в каком почти в европейском плане предъявляет генерал обвинение уже не народу, а народам. Поэт- рассказчик не спешит опровергать генерала, который и без того саморазоблачается. С бесцеремонным хохотом входящий в стихотворение и тем нарушающий высоко трагическую поэзию сна, генерал прежде всего антиэстетичен и уже этим противостоит картинам природы, народному труду, заявленным и оправданным в своей красоте и высокой нравственности. Видел, папаша, я сон удивительный, Ваня сказал, тысяч пять мужиков, Русских племен и пород представители Вдруг появились - и он мне сказал: Вот они нашей дороги строители!.. Захохотал генерал!
Именно согласно генеральскому пожеланию и пониманию показывает автор светлую сторону: забитый и ограбленный народ везет на себе подрядчика, торжествующую скотину с этими его шапки долой коли я говорю! и поздравляю. Самая светлая картина оказывается в стихотворении самой мрачной... Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..
Цензура поняла взрывную силу Железной дороги, а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивает демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение Железная дорога остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.