Философия эпохи возрождения
Философия Это-дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
1 Этап Гуманистический (XIV - сер. XV вв.) Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла
Данте Алигьери Данте Алигьери, великий поэт и мыслитель, предвестник эпохи Возрождения Данте принадлежал к партии "белых" гвельфов, за что и был изгнан из Флоренции, когда к власти пришли "черные". После изгнания Данте больше не принимал участия в политической жизни Италии. Свои взгляды на устройство государства он излагает в произведении "Монархия" Человек, по мнению Данте, в отличие от всех других сущностей, обладает т.н. "потенциальным интеллектом". Этот термин Данте заимствовал у аверроиста Сигера Брабантского. Полностью реализовать этот возможный интеллект может лишь человечество в целом, поэтому для достижения полноты бытия необходимо создать мировое государство, империю, которая охватывала бы все человечество и во главе которой стоял бы монарх. Задача монарха - заботиться о благополучии всех людей; он не должен быть алчным, искать выгоды для себя. Советником верховного правителя должен быть философ, а Церковь должна быть отделена от светского правления. Основные добродетели государства - свобода и справедливость.
Франческо Петрарка итальянский поэт, гуманист, исследователь древности. Франческо Петрарка не создал какого-то законченного философского учения. Более того, он постоянно подчеркивал свое собственное незнание философской проблематики. Но его роль в истории философии заключается в том, что он как бы обозначил главные пути развития философской и общественно-политической мысли своего времени, призвал современников обратить пристальное внимание на проблемы человеческой личности.
Лоренцо Валла итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики Считал естественным всё то, что служит самосохранению, счастью человека. Лоренцо Валла впервые провел исторический и филологический анализ "Дарственной грамоты" и доказал подложность этого документа, его гораздо более позднее происхождение. Поэтому саму грамоту он называл "бесстыдной басней". Вполне понятно, что сочинение Лоренцо Валла вызвало огромный гнев в Риме, и мыслителю даже пришлось иметь дело с инквизицией. Лоренцо Валла одним из первых гуманистов обратил внимание на творческое наследие Эпикура.
2 Этап Неоплатонический (сер.XV - первая пол. XVII вв.) Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Пико Мирандола
Николай Кузанский немецкий кардинал, защитил докторскую диссертацию. Его считают родоначальником немецкой философии. Его воззрения не выходили за пределы религии, но идеи Кузанского о математическом познании истины были по сути антисхоластическими, антидогматическими, он предвосхищали дух естествознания грядущих времен. Николай Кузанский возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Предмет познания – пантеистический бог, который существует в неразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы. Познание «развернутого» мира, т.е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в его «свернутой» форме.
Марсилио Фичино Марсилио Фичино-знаменитый философ в своем творчестве ярко показал основную черту всего гуманистического движения Во всех многообразных занятиях Марсилио Фичино можно выделить три наиболее важные вида деятельности. Прежде всего, Марсилио Фичино прославился как переводчик. Вторая сфера деятельности Марсилио Фичино связана с философией. Он написал два философских сочинения: "О христианской религии" и "Платоновская теология о бессмертии души". Опираясь на труды Гермеса Трисмегиста, Фичино утверждал, что философия рождается как "озарение" и потому смысл всякой философии заключается в том, чтобы подготовить душу к восприятию Божественного откровения.
Пико Мирандола писатель, гуманист Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного 'я'. Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам. Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.
3 Этап Натурфилософский (вторая пол.XVI - нач. XVII вв.) Бернардо Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла;
Бернардо Телезио, итальянский натурфилософ эпохи ВозрожденияБернардо Телезио Показывал свои философские взгляды на примере живых существ Основой деятельностью считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Т. Кампанеллу, а также на Дж. Бруно, Р. Декарта и Ф. Бэкона.
Франческо Патрици Франческо Патрици философ, который строил свои взгляды на основе древнегреческих философов Доказывая нерасторжимую связь всех вещей, он приходил к пантеистическому выводу о тождестве Бога Вселенная включает в себя бестелесный божественный свет, переходящий в свет физического мира, все тела которого состоят из пространства, света, тепла и потока Поток тождествен непрерывно изменчивой и движущейся материи, которая есть причина формы. Мир откровение вечного божественного духа. В основе этики Патрици лежит учение о «филавтии», любви к самому себе, свойственной, как доказывал философ, всем сущностям и даже самому Богу.
Джордано Бруно Джордано Бруно - великий итальянский ученый ученый, философ, поэт, пламенный сторонник и пропагандистского учения Коперника. Обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Джордано В 1584 г. в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд "О бесконечности вселенной и мирах" (миром называли тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и глубокими общефилософскими идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое и прогрессивное о мироздании, во многом предугадав грядущие научные открытия.
Томмазо Кампанелла Томмазо Кампанелла 27 лет провел в заключении Кампанелла вышел на свободу в 1626 году, а в 1629 году был оправдан. Конец своей жизни Кампанелла провёл во Франции, где получал пенсию от кардинала Ришелье. Среди творений Кампанеллы - знаменитая утопия «Город Солнца», изображающая в форме романа идеальную страну. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Кампанелла не был достаточно оценен как представитель философии Нового времени, потому что его идеи по разным причинам претили людям самых различных направлений. Помимо своего философского значения, Кампанелла был «передовым бойцом» современной ему положительной науки и твердо защищал Галилея, на что после него не осмелился Декарт.
4 Этап Скептический (нач. XVII в.) Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.
Эразм Роттердамский Имя Эразма Роттердамского стало своего рода символом Эпохи Возрождения. В самом деле, человек выдающегося литературного таланта и огромнейшего трудолюбия, Эразм Роттердамский еще при жизни был назван "королем гуманистов", став как бы общеевропейским лидером гуманистического движения И, конечно же, важную роль в развитии европейской общественной мысли сыграли произведения самого Эразма, ставшие очень популярными "Оружие христианского воина», "О свободе воли» и другие. А наибольшую известность получила его знаменитейшая "Похвала глупости" В философии Эразм Роттердамский напрямую связал гуманистические взгляды своих предшественников с христианским вероучением, считая, что истинный смысл гуманизма Эпохи Возрождения обновление человеческой природы путем возрождения Христовых заповедей в душе всякого человека. "Что есть философия Христа, которую Он Сам называет возрождением, если не обновление природы, сотворенной благой? спрашивает Эразм. Следовательно, искренняя вера, истинная христианская любовь, истовая надежда на спасение все это и составляет суть философии.
Мишель Монтень знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты» Мишель Монтень Исходя из подобного мироощущения, Монтень по-новому решает и проблему, которая волновала многих мыслителей с момента возникновения христианства проблема соотношения веры и разума, религии и науки. Французский философ просто-напросто разделяет сферы действия этих форм человеческого сознания: религия должна заниматься вопросами веры, а наука познанием природных законов.
Выполнил ученик 7а класса Кузнецов Александр