Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка Табунникова Е.Е., учитель русского языка и литературы
Первый и второй этапы Знакомство с содержанием текста. Использование методов активного чтения: ставим на полях значки: «?» (непонятно) «+» (согласен) «-» (вызывает сомнения) «!» (это главное)
Технология развития критического мышления на уроках русского языка Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока: 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) анализ (творческая интерпретация )
Методы и приемы этапа анализа 1) Постановка прямых и скрытых вопросов к тексту; 2) Поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; 3) Маркировка с помощью значков, которые ставятся на полях; 4) Расположение ключевых слов в логической последовательности; 5) Графическая систематизация материала: таблицы, схемы.
Задаем вопросы по тексту: - Что говорит отец четырёхлетней дочери? - О каком «заборе» идёт речь в статье? - Что такое «канцелярит»? - В каком случае слова-штампы наносят вред культуре и языку? - Какие произведения написал К.И. Чуковский? Что можно сказать о стиле писателя? - Кого вы могли бы отнести к рыцарям, которые, не щадя сил, сражаются за честь слова? В применяемой технологии большое внимание уделяется приёмам и методам визуальной организации материала, поэтому на данном этапе урока можно заполнить таблицу, в которую записывается дополнительный материал об отношении человека к языку, слову. Заранее подготовленные ученики приводят примеры на эту тему (см. таблицу).
Составление опорной схемы с помощью ключевых слов текста Молодой отец говорит четырехлетней дочери: «Можешь гулять, но поставь в известность меня и маму». \ Хочется бить в набат: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА! \ ПОЧЕМУ? \ Это самая распространённая болезнь нашей речи \ Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою теряем чувство юмора. \ В литературе герои часто разговаривают так, что кажется: читатели отзовутся знаменитым «Не верю!» \ Кто же должен прививать людям бережное отношение к родному языку? \ ВЫВОД \ КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ САМИ?! \