Декоративные о рнаменты народов П риамурья в о формлении п редметов б ыта Берестяные и зделия
«Не потому ли, что вырос я в мудрой тайге В свете преданий и древних народных легенд, Стал я певцом и теперь для народа пою, Родину славлю и маму родную свою». Андрей Пассар «Нанайка»
Мировоззрение малых народов Приамурья, тесно связанных с природой, имело в своей основе одушевление всех предметов и явлений в окружающем мире. Они полагали, что в природе всё живёт и всё имеет душу, обладающую свойствами влиять на судьбы людей.
Орнамент в народном искусстве всегда служил для украшения предметов быта. Это коллективное творчество народа, уходящее своими корнями в глубь тысячелетий.
Созданные и отшлифованные трудом поколений, народные орнаменты представляют огромную ценность как один из истоков профессионального искусства – живописи, графики, скульптуры и как частица истории создавшего их народа.
Самобытно и неповторимо орнаментальное искусство малых народов Приамурья.
Особое место в жизни малых народов Приамурья занимало искусство украшения бытовых вещей, которому учились с детства. Это искусство было их светлой радостью, целым миром рукотворной красоты. От матери к дочери от отца к сыну передавались традиции орнаментального искусства.
Тесно связанное с созданием предметов материальной культуры – различной домашней утвари, одежды, обуви, средств передвижения – лодок и нарт, оружия, жилища, а также предметов культа,- оно украшало жизнь людей, давало возможность развернуться незаурядным талантам отдельных мастеров и мастериц, удовлетворяло их стремление к красоте. Искусством занимались взрослые и подростки, все, кто имел склонность к художественному творчеству и обладал навыками, приобретёнными с детства. Все предметы необходимые для жизни обязательно украшались орнаментом, причём мотивы узоров, орнаментов никогда не повторялись на этих предметах.
Мастерицы умели самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей и помнили, что каждый узор предназначается для строго определённого изделия. Нельзя, например, орнамент для халата вышивать на одеяле или подушках, так как узоры халата могут иметь магический или символический смысл.
Кроме того, композиция узора должна всегда соответствовать форме и размерам украшаемой вещи.
Неистощима фантазия мастериц, бесконечны варианты узоров. Все они хранят, свой особый, красочный и нарядный амурский колорит. В орнаментах запечатлены картинки живой природы: волны, облака, растения, обитатели тайги звери.
Учёные отмечают традиционность цветочного и лиственного орнамента со стилизованными стеблями. Мастерицы могут сказать конкретно, какие листья и цветы изображены на том или ином узоре.
Растительным орнаментом украшалась обувь, рукавицы, посуда из бересты, халаты, детская одежда. Особенно часто встречались стилизованные изображения листьев различных деревьев и морских растений.
Нередки изображения парных спиралей и лиственного узора с двумя симметрично расположенными завитками по обеим сторонам. Как правило, это слившиеся парные спирали, парные завитки, фигура, похожая на пальметку или пятилистник, и аналогичная фигура, только с листообразными дополнениями по сторонам.
Особенно удавались женщинам изделия из бересты. Это коробки, сосуды, вёдра, туески и другие предметы домашнего быта.
Берёза давным-давно заслужила любовь и благодарность людей целебными свойствами свих почек, яркой зеленью нежных листьев, живительным соком ствола и превосходными качествами коры.
Из лёгкой и прочной бересты на Амуре издавна изготавливают не только всевозможную утварь, но и лодки – оморочки.
Лёгкие, удобные и нарядные крыши для летнего жилища.
При изготовлении посуды, края, состоящие из нескольких слоёв бересты, иногда обшитые расколотым деревянным пояском, схватывались тонким очищенным корневым отростком. Отверстие для пропускания корешка предварительно прокалывалось шилом. На посуду наносились разнообразные швы.
Древний способ украшения берестяных изделий – тиснение. На Нижнем Амуре короткие линии – штрихи в виде мазка кисти, расположенные в один или два ряда, наносились специальным ножом, железным или костяным. Береста предварительно распаривалась на огне. Известно, что таким способом украшались туеса, коробки, вёдра, турсучки и другие изделия.
Нередко берестяные коробки, крышки, туеса обклеивались орнаментом, вырезанным из бересты и окрашенным в чёрный цвет при помощи кетовой икры и сажи. Иногда ажурные орнаменты пришивались к коробкам сухожильными нитками. Орнамент на изделиях из двух слоёв бересты вырезался на наружном слое, обычно имевшем тёмный цвет. Чтобы береста приобретала тёмный цвет, её закапывали в землю.
Наиболее сложный и трудоёмкий приём орнаментации – это резьба по бересте. Здесь требуется знание народных орнаментов, уверенная рука художницы, способной чётко вырезать на мягкой поверхности бересты тонкий слой и осторожно снять его в определённых местах. Так создаются удивительные образцы народного искусства.
Изделиям, созданным руками современных мастериц может позавидовать самая требовательная модница.
КРОССВОРДКРОССВОРД
3 5 Дерево, обладающее целебными свойствами почек, живительным соком ствола и превосходными качествами коры
Б Е 3 Р Е 5 З А
Б Е 3 Р Е 5 З А Легкий и прочный материал для изготовления домашней утвари, лодок – оморочек.
Б Е РЕ С Т А Е 3 Р Е 5 З А Легкий и прочный материал для изготовления домашней утвари, лодок – марочек.
Б Е РЕ С Т А Е 3 Р Е 5 З А Вид орнамента в котором элементы узора имеют форму простых фигур.
Б Е РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 Р Е 5 З А
Б Е РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 Р Е 5 З А Вид орнамента в котором элементы узора имеют форму листьев и цветов.
Б Е РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 РА С ТИ Т Е Л Ь Н ЫЙ Е 5 З А
Б Е РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 РА С ТИ Т Е Л Ь Н ЫЙ Е 5 З А Традиционный вид орнамента в творчестве народов Приамурья.
Б Е РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 РА С ТИ Т Е Л Ь Н ЫЙ ЛЕН ТОЧ Н Ы Й 5 З А
5. Традиционный вид орнамента в котором элементы узора имеют форму птиц, рыб, животных Б Е РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 РА С ТИ Т Е Л Ь Н ЫЙ ЛЕН ТОЧ Н Ы Й 5 З А
БЕ РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 РА С ТИ Т Е Л Ь Н ЫЙ ЛЕН Т О Ч Н Ы Й 5 З ОО МО Р Ф НЫЙ А
БЕ РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 РА С ТИ Т Е Л Ь Н ЫЙ ЛЕН Т О Ч Н ЫЙ 5 З ОО МО Р Ф НЫЙ А Вещество входящее в состав черной краски.
БЕ РЕ С Т А Г Е О МЕ Т РИ Ч Е С КИ Й 3 РА С ТИ Т Е Л Ь Н ЫЙ ЛЕН Т О Ч Н ЫЙ 5 З ОО МО Р Ф НЫЙ С АЖ А
Работы учащихся выполненные в технике аппликации
Работы выполненные гуашью и тушью
Работы выполненные акварелью с использованием цветной бумаги
Представление работ учащимися
Используемая литература: «Краски земли Дерсу», фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. Хабаровск, 1982 г. «Декоративно-прикладное искусство малочисленных народов Дальнего Востока». Сборник материалов по национально-региональному компоненту. Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1999 г.