Автор проекта: Водынина Оксана Ивановна учитель русского языка и литературы
Целью данного педагогического проекта: выявление и создание условий для развития учащихся (овладение знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных и творческих способностей, познавательной мотивации) через внедрение в педагогическую практику технологии проблемного обучения.
Задачи: Изучить и проанализировать психолого- педагогическую, научно-методическую литературу по теме проекта. Познакомиться с передовым педагогическим опытом по внедрению технологии проблемного обучения в образовательный процесс. Обеспечить формирование продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации учащихся в процессе овладения знаниями. Выявить и создать условия для внедрения технологии проблемного обучения в практику работы.
Гипотеза: Если будут проведены обучающие тренинги по отработке навыков решения проблемных задач, подготовлена система проблемных задач и ситуаций, разработан алгоритм подачи нового материала и умение обобщать полученные знания, то технология проблемного обучения обеспечит развитие учащихся. Объектом нашей работы является процесс обучения школьников. Предметом - проблемное обучение как фактор интеллектуального и познавательного развития школьников на уроках русского языка.
Цель активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий
Существует возможности постановки проблемы на уроке: Создание проблемной ситуации Подводящий диалог Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
Этапы урока проблемного обучения: I этап - постановка педагогической проблемной ситуации… II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы… IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся. V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.
Какие же логические приёмы решения познавательных задач, с этой точки зрения, применяются в процессе проблемного обучения?
Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Выводы: Для основной части учащихся характерно положительное отношение к предмету; У многих появилась положительная реакция не только на новый материал (новизна эта относится и к практической, и к теоретической части), но и на способ решения новой задачи; На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее чувствовать себя на уроке; Ученики с увлечением включаются в работу, охватывая все большие объемы материала; Развиваются творческие способности;
Р екомендации учителю при разработке им проблемного урока. Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке. Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики. Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части. Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения. Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.
Три формы диагностики: Диагностика 1 Способность ученика действовать в условиях проблемной ситуации. Цель диагностики: - проследить за действиями учащихся в условиях проблемной ситуации; -выявить, на каком уровне (не обнаруживает, обнаруживает удовлетворительно, обнаруживает хорошо) обнаруживает учащийся проблему, может ли найти путь решения проблемной задачи. При этом учитывается самостоятельность этих действий. Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года. Это я знал(а). Это узнал(а )в процессе учения. Это меня заинтересовало Это я хочу узнать
Диагностика 2 Наблюдение за активностью и отвлекаемостью учащихся Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе. Во время диагностики отслеживались действия учеников: активность и отвлекаемость. Результаты наблюдений фиксировались в бланке наблюдений.
Диагностика 3 Отношение учащихся к учению. Цель: через анкетирование учащихся выяснить эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям до применения метода проблемного обучения. Удивило. Заинтересовало. Вызвало вопрос. Захотелось узнать.
Список литературы. 1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.-М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975.
Спасибо за внимание! Водынина Оксана Ивановна