Приморский форум образовательных инициатив Конкурсная программа «Инновационная инфраструктура для развития образования Приморья» Конкурс 4 «Инновационные образовательные продукты» Использование модели «Элемент – Имена признаков – Значения признаков» для формирования целостного, системного восприятия окружающего мира на уроках в начальной школе. Шкапорова Инна Константиновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ «СОШ 8» Арсеньевский городской округ 2013 год
М ОДЕЛЬ «Э ЛЕМЕНТ – И МЕНА ПРИЗНАКОВ – З НАЧЕНИЯ ПРИЗНАКОВ » ( ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ ) Учебные проблемы??? Нужен инструмент??? Модель ЭИЗ!!!
Цель: формирование целостного, системного восприятия окружающего мира, необходимого человеку для обнаружения и решения возникающих перед ним проблем. Задачи: - научить накапливать информацию о значимых вопросах, которые можно задать об объекте (именах признаков) и возможных вариантах ответов – значениях признаков; - научить определять существенные признаки для данного объекта; - научить строить обобщенное описание объекта через вопросы – имена признаков (характерных) и множества допустимых ответов на каждый вопрос – значений признаков.
Р АБОТА С ПРИЗНАКАМИ : НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ Назови объект (аукцион) Мои друзья Я беру тебя с собой Назови больше (аукцион) Теремок Держи вора Купец Расселение Витрина Пинг-понг «признак – значение» Цепочка признаков Самый-самый Построй в ряд Предсказатели Загадки об объектах Тренинги на модель ЭИЗ Вводятся понятия имени и значения признака: вопрос - это имя признака, ответ - это значение признака.
Р АБОТА С ПРИЗНАКАМИ : ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ Объект Имя признака (вопрос) Значения признаков (ответ) насекомое количество лапок 8
Работа с признаками: построение обобщенного описания Составление паспорта объекта
КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ЗАДАНИЕ ПЕРВОГО ТИПА. Придумайте загадку о нефти по плану Элемент мира (объект) Имя признака (вопрос к объекту) Значения признака (варианты ответов на вопрос) Нефть Образование? Состояние вещества? Цвет? Запах? Горючесть? Вязкость? Применение? Добыча?
КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ЗАДАНИЕ ВТОРОГО ТИПА. Вы спросите… Я отвечу… Что это? Элемент мира (объект) Имя признака (вопрос к объекту) Значения признака (варианты ответов на вопрос) ? ОбразованиеИз остатков древних растений и животных. Состояние веществаГустая маслянистая жидкость. ЦветТемно-коричневая. ЗапахРезкий. ГорючестьГорюча. Вязкость Растекается тонкой пленкой по поверхности воды. ПрименениеЖидкое топливо, краски, лаки, пластмассы. ДобычаСтроят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
КОНСТРУКТОР ЗАДАНИЙ НА МОДЕЛЬ ЭИЗ ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕГО ТИПА. Мне задали пять вопросов про полезное ископаемое нефть. На первый вопрос я ответила… Какие вопросы мне задали? Элемент мира (объект) Имя признака (вопрос к объекту) Значения признака (варианты ответов на вопрос) Нефть ?Из остатков древних растений и животных. ?Густая маслянистая жидкость. ?Темно-коричневая. ?Резкий. ?Горюча. ?Растекается тонкой пленкой по поверхности воды. ?Жидкое топливо, краски, лаки, пластмассы. ?Строят буровые вышки и бурят глубокие скважины.
П РИМЕРЫ КОПИЛОК Копилка полезных ископаемых Копилка слов со звуками [с] и [с']
ПРАКТИКА
Б ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК И ССЫЛКИ Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно- ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Часть 1: работа с признаками. // Нестеренко А.А. Дидактические инструменты для обучения применению модели «Элемент - Имена признаков - Значения признаков» (Элементарный уровень)// Нестеренко А.А. «Система моделей управления мыслительной деятельностью из ОТСМ-ТРИЗ» Электронное периодическое издание. Эффективные образовательные технологии. Нестеренко А.А. Проблемно- ориентированная технология ТРИЗ. Выпуск год