Здоровьесберегающие технологии (в индивидуальной и групповой работе) ГБОУ ЦВР «Синяя птица» зам. директора Тихомирова О.В., методист Фигина Е.Н.
Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающемуся построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающемуся
Групповая работа Отношения Ответственность Свой вклад в работу Индивидуальная работа Знание и учёт оригинальных способностей
Причины Стрессовая педагогическая тактика; Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; Провалы в существующей системе физического воспитания; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса и т.д. Интенсификация учебного процесса и т.д. ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ
Задачи объективная оценка своих достоинств и недостатков; объективная оценка своих достоинств и недостатков; ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник; ревизия используемых в своей работе педагогических приемов и техник; отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью обратной связи; отслеживание получаемых результатов, как по собственным ощущениям, так и с помощью обратной связи; содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды. содействовать формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды.
Что необходимо знание педагогом и использование различных психолого-педагогиических аспектов, таких как: психолого-педагогиических аспектов, таких как: Управление временем. Управление временем. Особенности передачи информации. Особенности передачи информации. Использование обучающих игр, рефлексии и подведение итогов, обучающих упражнений как для левополушарных, так и для правополушарных детей. Использование обучающих игр, рефлексии и подведение итогов, обучающих упражнений как для левополушарных, так и для правополушарных детей. Лличностно-ориентированные технологии. Лличностно-ориентированные технологии.
КРИТЕРИИ 1. Сохранение работоспособности. 2. Снижение утомляемости. 3. Формирование положительной мотивации. 4. Создание благоприятного психологического климата.
Сохранение работоспособности Смена видов деятельности; Смена видов деятельности; Разнообразие обучающих форм и методов; Разнообразие обучающих форм и методов; Чередование форм учебной работы; Чередование форм учебной работы; Использование интерактивных форм, методов, приёмов обучения. Использование интерактивных форм, методов, приёмов обучения.
Эффективность усвоения знаний в течение занятия 5-25-я минута 80%; 5-25-я минута 80%; я минута 60-40%; я минута 60-40%; 3540-я минута 10% я минута 10%. Возможности восприятия 5-10% воспринимаем, когда слышим, когда говорят 20-30% воспринимаем, когда видим 50% воспринимаем при взаимодействии, делание что-либо с этой информацией 70-90% - если сами это излагаем, объясняем 10%.
Снижение утомляемости Проведение физкультминуток; Проведение физкультминуток; Использование опорных таблиц и пособий. Использование опорных таблиц и пособий.
Формирование положительной мотивации Использование различных методов мотивации и стимулирования деятельности обучающихся; Использование различных методов мотивации и стимулирования деятельности обучающихся; Создание ситуации успеха на занятии; Создание ситуации успеха на занятии; Включение «яркого пятна». Включение «яркого пятна».
Создание благоприятного психологического микроклимата Преобладание диалога над монологом; Преобладание диалога над монологом; Внедрение инновационных подходов при оценке деятельности обучающихся; Внедрение инновационных подходов при оценке деятельности обучающихся; Обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве.
«Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют». «Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют». В. Сухомлинский.
Список литературы 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление). Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление). Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, с. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, с. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. М. : Вентана-Граф, с. (Педагогическая мастерская). Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. М. : Вентана-Граф, с. (Педагогическая мастерская). Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, – 184 с. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, – 184 с. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, С. 147 Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, С. 147 Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, – с. 62. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, – с. 62. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, – 285 с. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, – 285 с. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Благодарим за внимание ГБОУ ЦВР «Синяя птица»