Лицей 389 «Центр экологического образования» Программа духовно-нравственного развития учащихся основной школы
Сущность инновационного продукта (что?) Данная программа направлена на актуализацию потребности в самопознании, саморазвитии и раскрытие способностей и талантов учащихся. Программа рассчитана на 5 лет для детей среднего школьного возраста 5-9 классов.
Сущность инновационного продукта (что?) Реализация программы ориентирована на поддержку направления «Доступность качества» Стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга на период до 2020 года «Петербургская школа 2020»
Для кого предназначен инновационный продукт Для учащихся 5-9 классов, их родителей, специалистов, занимающихся вопросами воспитания детей. Материалы данного продукта могут использоваться в работе классных руководителей общеобразовательных школ, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.
Для чего и зачем предназначен инновационный продукт Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Технология внедрения продукта (как?) Принципы разработки программы Ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Технология внедрения продукта (как?) МетодыСодержание методов Методы формирования сознания. - Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы; - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции; - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.; Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков; Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни; Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях; Тренинги по формированию опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом; - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни. Методы стимулирования поведения и деятельности. - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение; Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения. Метод проектов.- Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни. Методы мониторинга- анализ школьной документации, анкетирование; тестирование; экспертная оценка. Игровые методыПроведение педагогических игр Педагогическая игра позволит закрепить умения и знания, полученные школьниками ранее, при наличии проявления положительных эмоций у учащихся.
Достигаемые эффекты при использовании продукта Воспитанность школьников Ценностное Отношение к Обществу. Патриотизм Отношение к себе. Самодисципл ина Отношение к физическому труду. Трудолюбие Отношение к умственному труду. Отношение к людям Принятие правил Здорового Образа жизни
Достигаемые эффекты при использовании продукта Изучение динамики сформированности воспитанности у учеников 5 класса Воспитанность Уровни IVIIIIII Кол-во% % % % Начало эксперимента1057,1317,5422,113,5 Конец эксперимента1266,7422,22 11,1 1 --
Возможные сложности при использовании продукта ФакторыУгрозы Демографическая политика государства Недостаточная поддержка семей РодителиНизкая родительская активность, невозможность заботы о развитии детей, немотивированное нежелание нести ответственность за воспитание детей Методическая обеспеченность процесса Отсутствие такой системы в ОУ, отсутствие методического сопровождения для ОУ Отсутствие программ, отсутствие учета региональной политики в вопросах воспитания школьников Материально-техническая база ОУ Отсутствие необходимой материальной базы для проведения воспитательных мероприятий
Возможные сложности при использовании продукта ФакторыУгрозы Сетевые взаимодействияОтсутствие системы сетевых взаимодействий между ОУ, невозможность распространения опыта по формированию духовно-нравственного развития ПедагогиСлабая мотивированность педагогов, классных руководителей к организации работы по воспитанию учащихся Повышение квалификацииОтсутствие системы переподготовки педагогов, кадровые стагнации Контингент учащихсяУменьшение контингента учащихся, увеличение доли мигрантов в ОУ