Психологическое сопровождение АМОУ «Гуманитарный лицей» г.Ижевска
Психологическая лаборатория Лицея Сарычева Татьяна Сергеевна, к.пс.н., руководитель психологической лаборатории; доцент кафедры «Психология» Восточно-Европейского Института. Галкин Алексей Михайлович, педагог-психолог высшей категории, магистр конфликтологии, руководитель методического объединения психологов г.Ижевска Гильманова Гюзель Васимовна, педагог-психолог.
Направления работы Диагностическое – определение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, особенностей их взаимодействия, возможных причин трудностей и проблем в обучении, индивидуального прогресса в обучении. Просветительское – повышение уровня психологической грамотности участников образовательного процесса Консультационное – оказание помощи участникам образовательного процесса (администрации, педагогам, учащимся, их родителям), испытывающим трудности в деятельности, общении, повседневной жизни. Коррекционно-развивающее – развитие у обучающихся психологических качеств для повышения эффективности учебной деятельности и улучшения взаимодействия в группе Исследовательское – изучение образовательной среды Лицея и ее влияния на индивидуально-психологические особенности обучающихся Методическое – апробация готовых и разработка новых диагностических и коррекционных инструментов для осуществления психологического сопровождения
Психологические особенности подросткового возраста Младший подросток (5-6 класс) Старший подросток (7-8 класс) Эмоциональное отражение своих интересов и потребностей (нравится – не нравится) Рациональное отражение своих интересов и потребностей (нравится – не нравится, потому что… ) Некритическое планирование своего будущего (фантазирование) Возможность реалистичного планирования своего будущего Отражающий тип поведенияУправляющий тип поведения Познание себя через ДругогоПознание себя через деятельность Планирование и саморегуляция в тактическом масштабе (Замысел) Планирование и саморегуляция в стратегическом масштабе (Действие)
Задачи психологического сопровождения в основной школе Цель: развитие психологической компетентности обучающихся, обеспечивающей эффективность поведения, деятельности и социального взаимодействия. Задачи: -сопровождение перехода в основную школу и адаптации к новым условиям обучения, -помощь в решении учебных, личностных проблем и проблем социализации, -формирование жизненных навыков и компетенций, -помощь в построении конструктивных отношений со сверстниками, -профилактика отклоняющегося поведения.
Диагностическое направление работы в 5 классе Предмет диагностики ЦельДиагностические инструменты Оценка адаптации к основной школе Выявление детей, испытывающих сложности с адаптацией к основной школе Анкетирование, беседа с учителями и родителями, посещение уроков, наблюдение в образовательных событиях Диагностика интеллектуальных особенностей Определение особенностей развития отдельных мыслительных операций, возможных причин учебных затруднений Тест прогрессивных матриц Равена Особенности взаимодействия в классе Определение социометрического статуса обучающихся Наблюдение, социометрия
Просветительское направление работы в 5 классе Просветительское направление осуществляется в групповой форме в виде учебных занятий с учащимися и тематических сообщений для родителей и педагогов Тематика психологических занятий: Самопознание и самопонимание «Какой я?» (психотипологии: темперамент, психогеометрия, доминирующая сенсорная система) Особенности взаимодействия и совместимости различных психотипов