Подростковая школа АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска
Принципы, на которых строится подростковая школа Открытость образовательной среды (новому содержанию, технологиям, социуму) Индивидуализация (создание условий для выстраивания индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося) Вариативность (предоставление избыточных ресурсов и возможностей для образовательной пробы, поиска и выбора) Тьюторское сопровождение (условие введения и удержания культуры индивидуализации) Полидеятельностность (расширение спектра видов и форм деятельностей, в которые включаются обучающиеся)
Цели подростковой школы 1.Организация пространства проб для максимального удовлетворения образовательных потребностей заказчиков образовательного процесса (подростков и их родителей) 2.Обеспечение условий для развития у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через включение в пространство проб (школа как центр детских инициатив) 3.Создание и организация открытой информационно - образовательной среды для возможности выбора форм образовательного процесса (дистанционное, очно-заочное, семейное и другие формы обучения)
Структура подростковой школы 5-6 класс - Школа культуры пробы: Пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в разных формах и видах деятельности (урочная, внеурочная и внеучебная) Пробы, квазидеятельность (элементы, субъективная новизна продукта) 7-9 класс – Школа индивидуального образования: Самоопределение подростка через построение индивидуальных образовательных маршрутов в разных видах деятельности Построение, развернутая деятельность (технологичность, объективная новизна продукта)
Учебный план в подростковой школе (5 класс) Образовательный процесс Инвариантная часть – 70%Вариативная часть – 30% Учебные предметыПредметы из компонента ОУ (пространства проб) - По профилю лицея (Проекты на английском языке, Речь и культура общения) - Образовательные курсы (Введение в физику, Введение в химию, Информатика, Математические головоломки)
Внеурочная деятельность Направления внеурочной деятельности: - духовно-нравственное (Музеи и памятники России и мира) - общекультурное (Компьютерный дизайн, студии «Батик», «Войлок», «Вокал и сценическое мастерство») - общеинтеллектуальное (Школа юного исследователя, Литературная гостиная, экскурсии, полевой практикум, программа «Портфолио», решение проектных задач) -социальное (Школа юного эколога) -спортивно-оздоровительное (спортивные праздники, хореография) Условия реализации внеурочной деятельности: привлечение внешних образовательных ресурсов (например, ДД(Ю)Т)
Организация образовательного процесса в подростковой школе Уход от классно-урочной системы обучения (концентрированное обучение, разновозрастное сотрудничество, нелинейное расписание) Диалогические формы обучения (письменная дискуссия, коммуникативные бои, дебаты и др.) Проектные формы учебной деятельности (проектная задача групповой проект индивидуальный проект социальное проектирование) Построение индивидуальной образовательной траектории (организация линии самостоятельной работы, формирование портфолио, выбор обучающимися направлений из вариативной части учебного плана, тьюторское сопровождение) Создание пространств проб с привлечением внешних (сетевых) образовательных ресурсов
Тьюторское сопровождение Реализация двух линий: 1.«Портфолио» 2.Тьюторские программы 5-6 класс: «Фабрика идей» - реализация конкретного дела в соответствии с собственным замыслом 7 класс: «Город будущего» - самоопределение в контексте мира профессий и проект самореализации в Городе будущего 8 класс: «Я творец» - реализация творческого дела в соответствии с собственным замыслом «Моя родословная» - исследование истории своей семьи 9 класс: «Я исследователь и проектировщик» - освоение способов проектирования и исследования
Предполагаемые результаты подростковой школы Преобразование коллективного субъекта учебной деятельности в индивидуального (инициативность, самостоятельность, ответственность) Выявление образовательного интереса, возможностей и индивидуальных амбиций обучающихся для построения индивидуальной образовательной программы в старшей школе Адекватное оценивание собственного образовательного продвижения обучающимися Субъектная (активная и ответственная) позиция обучающихся в образовательном процессе и жизнедеятельности Сформированность личностных, метапредметных и предметных результатов для успешного обучения в старшей школе