Проект к уроку литературы выполнила: Мухутдинова Эльмира 5В класс МОУ СОШ 24 Города Подольска Учитель литературы: Е.А. Воробьева 2013 год
Узнать откуда взялись загадки. Когда читали загадки. Для чего нужны загадки. Какие они бывают.
Наши предки считали, что не только Леший или Домовой, но и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимает человеческий язык. Природа подслушивает, что говорят между собой люди, и заранее готовится к встрече с ним. И люди, в те далекие времена, на охоту ли собирались, на рыбную ли ловлю или просто в лес со стадом, все равно старались таких слов, как «сеть», «капкан», «топор», вслух не произносить. Ведь все эти слова были связаны с успехом дела! Строго-настрого запрещалось называть и зверя, на которого охотились или встречи с которым боялись. Вдруг лесной дух или сам зверь услышат – как бы не сорвалось! А для того чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый «тайный» язык, особую загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, а корову «рыкушей». Коня звали все лето «долгохвостым», петуха – «голоногим». Молнию – «турицей», гром – «туром». Вот из этой «тайной» речи и родились когда-то загадки. Ведь чтобы стать охотником, пастухом, или даже хозяином в собственном доме, каждому человеку нужны были не только ловкость, умение да голова на плечах – нужно было еще и знание «тайного» языка. И загадки исполняли у наших предков важную службу – помогали детям этот трудный язык выучить.
Зимними вечерами, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и старые и молодые в какой-нибудь избе. Хранит доброе тепло русская печка, горит-потрескивает в поставце березовая лучина, тени бегают по стенам. Разные люди тесно сидят на лавках вдоль бревенчатых стен, а вместе им хорошо, уютно. А на улице – долгий-долгий зимний вечер, снег да мороз такой, что бревна потрескивают. Дремлют голые деревья, спят подо льдом рыба, звери забились в норы. Некому подслушивать… Вот такие вечера зимой становились вечерами загадок. Кто- нибудь из стариков начинал мудреные вопросы задавать, а молодежь должна была отвечать. Загадывали старики не просто, как вздумается, а держались строгого порядка. Начинали с загадок о человеке, о том, что к нему всего ближе, - об одежде, о доме. Потом круг расширялся: задавали про огород, сад, поле, пасеку… А последними шли загадки о снеге, громе, молнии, о звездах и месяце – обо всем, что казалось в древности самым непонятным и загадочным. Так проще было найти отгадку, проще было запомнить, что как называется.
Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. - «Черненькая собачка свернувшись лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной не сочетаемостью качеств и свойств. Так, печь уподоблена девице, а дым – длинной девичьей косе: «Сидит девица в избе, а коса на дворе». Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания.
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Бывают математические загадки. Например: Упорная улитка взбирается на крутой склон высотой 10м. Она движется в избранном направлении лишь днем и преодолевает за день 3 м. Ночью она отдыхает. За ночь под действием силы тяжести опускается на 2 м. Стартовала она утром первого дня. Когда улитка достигнет вершины? Когда она спустится до исходного уровня (достигнув вершины, она тут же начинает спускаться в том же режиме)?
Ребус (от лат. rebus - "при помощи вещей") - это есть представление слова или слога посредством изображения предмета, название которого созвучно представляемому слову или слогу. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Составные ребусы включают в себя рисунки и буквы. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвященных, или в случае использования в качестве загадки и развлечения...
сжжж 7я 40а 100лб 1очка
Загадки появились очень давно Загадки читали зимними вечерами Видов загадок очень много Загадки развивают сообразительность и воображение.