Консультация для педагогов и родителей Педагог-психолог Майорова Л.Н.
В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.
Психическое развитие ребёнка в раннем возрасте имеет ряд важных особенностей, которые отличают этот этап развития от других периодов детства: * Ситуативность поведения; * Непроизвольность и непосредственность протекания психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления; * Наглядно-действенное мышление; * Особая эмоциональность восприятия окружающего мира.
Ранний возраст – период интенсивного освоения ребёнком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяют следующие основные направления в развитии ребёнка на этом возрастном этапе: Развитие предметной деятельности Развитие общения со взрослыми Развитие речи Развитие игры Приобщение к разным видам художественно- эстетической деятельности Развитие общения со сверстниками Развитие личности
Овладение действиями с предметами – ведущее направление психического развития в раннем возрасте. На втором году жизни и на протяжении всего раннего возраста складывается особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с культурным назначением, - орудийные действия.
Ярко выраженная любознательность ребёнка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш: Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим; Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его; С интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами; Подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; Радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Полноценное овладение ребёнком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Ребёнок раннего возраста стремится перевести эмоциональные контакты, сложившиеся у него со взрослыми в младенчестве, в план предметного взаимодействия. Главным в его общении со взрослым становится практическое взаимодействие, в ходе которого взрослый выступает как: образец, партнёр, эксперт.
Ребёнка, имеющего полноценное общение со взрослыми, характеризуют следующие черты. Малыш: Инициативен по отношению к взрослому; Настойчиво требует от взрослого соучастия в своих делах; Чувствителен к отношению взрослого, к его оценке; Охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции; Доверчиво и открыто относится к посторонним взрослым; Проявляет ярко выраженную любознательность; Умеет найти себе занятие; Настойчив в достижении цели и преодолении трудностей; Своевременно овладевает активной речью, пользуется ею в целях общения.
Свои первые слова малыш произносит уже в конце первого – начале второго года жизни, но активно пользоваться речью начинает, как правило после полутора лет. Речь пассивная активная
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения.
Этапы становления сюжетной игры: Показ, помощь и подсказка взрослого; На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательное и самостоятельное развитие ребёнком выбранного сюжета; Появление в игре предметов- заместителей; Способность принимать на себя роль в игре и наделять ею игрушечных персонажей.
Если жизнь ребёнка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, песенке или танце. Задача взрослых – насытить жизнь малыша впечатлениями и научить его средствам художественной выразительности, умению работать с разными художественными материалами.
Почти до 2 лет в детских контактах переплетаются человеческие (субъектно-ориентированные) и предметные (объектно-ориентированные) отношения, затрудняя полноценное общение. Постепенно отношение малышей друг к другу меняется. Ребёнок начинает воспринимать сверстника как партнёра по совместной игре. Бурно нарастает инициатива в контактах, идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевлёнными предметами, отношение детей друг к другу становится более внимательным и деликатным. Сверстник становится всё более привлекательным как партнёр по общению.
На третьем году жизни между детьми возникает особый род контактов – эмоциональная игра. Общение с ровесниками в этом возрасте – один из важных путей самопознания и познания другого, период формирования навыков межличностного взаимодействия. Помимо чисто эмоционального общения в этом возрасте постепенно возникают и первые детские контакты по поводу предметов. Они пока ещё очень просты по содержанию: играя друг с другом, дети иногда обмениваются игрушками, подражают действиям сверстника.
Потребность в действиях с предметами и в общении со взрослыми в этом возрасте важнее общения со сверстниками.
На протяжении раннего возраста происходят важные изменения в личности ребёнка: Настойчивость, Самостоятельность, Гордость за достижения, Чувствительность к оценке взрослых.
К концу раннего возраста у ребёнка возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях, что приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка с близкими. Этот период в психологии получил название кризиса трёх лет. Для него характерен целый набор поведенческих проявлений – симптомов кризиса. Самые яркие из них – негативизм и упрямство.