Виды диктантов, используемые при коррекции письменной речи. Логопедическая служба ГБОУ СОШ 2005 СЗОУО г. Москва Галактионова Е.К Ткач Д.А. «Делай каждый день то, чего больше всего боишься» Элеонора Рузвельт
Диктант (от лат. dicto диктую) 2 вид письменной работы для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся при изучении какого-либо языка. Используется при обучении орфографии и пунктуации.
Работа над диктантами.. 3 При проведении коррекционной работы с детьми, имеющими ошибки на письме, возможно и целесообразно проводить следующие виды диктантов с обучающей целью
. 1) Зрительный предупредительный диктант. 4 Предлагаемый текст пишется на доске. «Опасные» места выделяются цветным мелом. Сначала текст подвергается устному разбору, а затем стирается. Дети по памяти или под диктовку логопеда пишут его в тетради.
. 5 2) Слуховой предупредительный диктант. Текст слухового диктанта читается сначала целиком, а затем отдельными предложениями. В каждом предложении учащиеся находят слова с определенной орфограммой, объясняя ее написание, и только потом записывают предложение в тетрадь.
. 6 3) Объяснительный диктант. Сущность объяснительного диктанта заключается в орфографическом разборе текста после того, как учащиеся самостоятельно его напишут. Логопед задает вопросы, а дети отвечают на них по вызову или по собственному желанию.
. 7 4) Выборочный диктант. Выборочный диктант дает возможность за короткий срок написать наибольшее количество слов определенной грамматической категории или слов с соответствующей орфограммой. Под диктовку записывается не весь текст, а только нужные слова. Выборочный диктант может быть: а) предупредительным, б) объяснительным, в) контрольным.
. 8 5) Творческие диктанты Представляют собой такой вид упражнений, при котором ученики вставляют или заменяют определенные слова в предложенном тексте другими, близкими по значению грамматическими категориями.
. 9 а) Предупредительный творческий диктант. Во время предупредительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, обсуждают «опасные» слова.
. 10 6) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний. Творческий диктант на вставку слов или словосочетаний должен помочь школьникам научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.
. 11 в) Объяснительный творческий диктант. При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, вставляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, правильно ли оно написано.
. 12 г) Творческий диктант по опорным словам. Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Логопед читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень». «Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».
. 13 д) Творческий диктант с использованием серии предметных картинок. Детям предъявляются картинки, на которых изображены отдельные предметы. Логопед диктует текст, пропуская слова. Дети вписывают их в предложения, используя предметные картинки.
. 14 е) Творческий диктант с заменой. Задача данного диктанта сводится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосочетания или слова одной грамматической категории заменяются слонами или словосочетаниями другой грамматической категории. Например, при изучении темы «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал ГРУСТНЫМ. Прежде я часто бывал печальным.
. 15 6) Диктант «Проверяю себя». Отличительной особенностью этого диктанта является то, что по окончании работы ученики могут задать логопеду любые вопросы, связанные с написанием слова, которое вызывает у них сомнение. Желательно, чтобы ответ на этот вопрос дал один из детей.
. 16 7) Диктант-молчанка по картинкам. Проводится следующим образом: логопед молча показывает серию предметных картинок с изображенными на них предметами, названия которых объединены заданной темой. Ученики молча записывают слова, обозначающие названия предметов, которые нарисованы на картинках, по необходимости выполняя грамматическое задание.
. 17 8) Выборочный диктант- молчанка по картинкам. Отличается от предыдущего тем, что из демонстрируемой серии дети выбирают только слова на заданную тему или записывают слова в два-три столбика. Например, надо записать только слова, содержащие парные гласные (баян, утюг, знамя, маяк, сливы, костер, овес и т. д.); записать в первый столбик слова, содержащие сочетание жи, во второй ши и т. д.
. 18 9) Устный диктант по картинкам. Проводится с использованием предметных картинок и индивидуальных карточек учащихся. Логопед показывает картинки с изображениями предметов, названия которых являются словами с различными орфограммами. На каждую показанную логопедом картинку дети поднимают карточку с той орфограммой, которую следует писать в данном слове, или с заранее оговоренным символом. Например, если в слове пишется мягкий знак, поднимается карточка со знаком «плюс», если нет «минус» и т. п.
) Устный диктант. Проводится с использованием индивидуальных карточек учащихся, на которых написаны разные орфограммы. Логопед диктует слова, в которые входит орфограмма, имеющаяся на индивидуальной карточке учащегося. На каждое продиктованное логопедом слово ученик поднимает карточку с орфограммой, используемой при написании данного слова.
) Проверочный или контрольный диктант. Предлагается на диагностическом и оценочном этапе логопедической коррекционной работы. Логопед читает диктант полностью, затем предложениями, повторяя их два-три раза в зависимости от объема и сложности предложения. После окончания работы логопед еще раз прочитывает текст, а школьники проверяют и исправляют написанное.
Не страшны ошибки, когда учишься. Не важны ошибки, когда делаешь. Но плохи ошибки, которые повторяешь.